?

Log in

No account? Create an account
Продолжая трамвайную тему - Mishbanych [entries|archive|friends|userinfo]
Миша Кончиц

[ website | Проект Номерной ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Продолжая трамвайную тему [Dec. 19th, 2009|08:53 pm]
Миша Кончиц
[Tags|, ]

На фотографии с ЛМ-2008 видна старинная остановка, построенная в 1926 году. В это время в наших краях стал ходить электрический трамвай, тогда под номером 12. А до него от сельхоз-академии (МСХА, а ныне ТСХА) до Бутырской заставы (Савёловского вокзала) в 1886 году бельгийцы проложили линию "паровичка" - комбинация трамвая и поезда. Прицепные трамвайные вагоны тащил небольшой паровоз. Тогда это были окраины города, за Рижской (Виндавской) железной дорогой и вовсе начинались дачные участки, в том числе небезызвестная Соломенная сторожка (о ней отдельный разговор). Примечательно, что и здесь отметился Константин Паустовский, работавший на паровичке кондуктором. В общем, настоящий трамвае-узкоколейко-фанат!
Позже была открыта линия от Калужской площади до Воробьёвых гор, но в 20-х г.г. паровички заменили трамваями.

Фотография паровичка возле моста Виндавской железной дороги:





Конечная паровичка у МСХА:



Паровичок на нынешней Тимирязевской улице:



А это его линия вдоль полей МСХА, сейчас примерно там же идёт линия 27 трамвая:



Здесь остановка ещё не изуродована палатками и мусором:



В конце слова Паустовского об этих краях:

«Все дни и часть ночи проходили в изнурительной работе, всегда на ногах, в скрежете, спешке, и я, так же как и все кондукторы, очень уставал от этого. Когда мы слишком уж изматывались, то просили у нашего трамвайного начальства перевести нас на несколько дней на "паровичок" - паровой трамвай. Он ходил от Савёловского вокзала в Петровско-Разумовскую сельскохозяйственную академию. Это была самая лёгкая, а на кондукторском языке - самая "дачная" линия в Москве.

Маленький паровоз, похожий на самовар, был вместе с трубой запрятан в коробку из железа. Он выдавал себя только детским свистом и клубами пара. Паровоз тащил четыре дачных вагона. Они освещались по вечерам свечами, электричества на "паровичке" не было.

Я работал на этой линии осенью. Быстро раздав билеты, я садился на открытой площадке и погружался без всяких мыслей в шелест осени, мчавшейся по сторонам "паровичка". Берёзовые и осиновые рощи хлестали в лицо сыростью перестоявшегося листа.

Потом рощи кончались, и впереди вспыхивал всеми красками увядания великолепный парк академии. Золотое молчание стояло в нём. Громады лип и клёнов, переплетаясь с лимонной бледностью осин, открывались перед глазами, как преддверие пышного и тихого края. Там осень по разнообразию и обдуманности раскраски была подчинена воле и таланту человека. Этот парк был насажен знаменитыми нашими ботаниками, мастерами садового искусства. (...)

Я смотрел, как дым из трубы "паровичка" обволакивал желтеющие рощи. По вечерам за ними слабо горело голубоватое зарево Москвы. Видение этих подмосковных рощ вызывало множество мыслей о России, Чехове, Левитане, о свойствах русского духа, о живописной силе, таившейся в народе, его прошлом и будущем, которое должно быть и, конечно, будет совершенно удивительным...»


Использованы материалы с сайтов: www.oldmos.ru, www.babylon-realty.ru, www.ilia13.dubki.ru, www.tram.rusign.com

P.S. Жаль, что у нас в семье нет архивов старых фотографий, ведь живём в Тимирязевском районе уже 80 лет.
__________________________________________________
спасибо за внимание
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: alvizir
2009-12-19 05:59 pm (UTC)
то есть, на первой он около м. Дмитровская?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mishbanych
2009-12-19 06:50 pm (UTC)
Ага, а дальше линия шла возле бабушкиного дома к ул. Костякова (тогда её ещё не было).
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: selenga
2009-12-19 06:01 pm (UTC)
Тот павильон на ул. Дубки - с 1941. О нём ходило (и продолжает ходить) много легенд, но он именно с 1941. Тогда в Москве подобных павильонов появилось около десятка, сохранился один.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mishbanych
2009-12-19 06:52 pm (UTC)
Я читал и другие версии - что его построили ещё при паровичке; или в 1926 году вместе с другими павильонами (такой же ещё вроде стоит у Войковской), или вообще перенесли от Савёловского вокзала..
(Reply) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2011-03-24 11:27 am (UTC)
Павильон трамвайной остановки строился параллельно с "профессорскими домами", сейчас это Красностуденческий пр, 15
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: distort303
2010-05-18 09:43 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dennism
2009-12-20 04:14 pm (UTC)
Паустовский, конечно, как всегда великолепно описывает, этого у него не отнять. Пожалуй, он и вправду фанат железных дорог, выражаясь современным языком.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: sontucio
2010-01-12 08:49 pm (UTC)
А на первой фотографии это место пересечения МОЖД и Московско-Виндавсеой?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mishbanych
2010-01-13 08:01 am (UTC)
Мост Виндавской жд над линией паровичка
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sontucio
2010-01-13 08:19 am (UTC)
Про паровик я понял, они тогда много где холили, но что это за место территориально?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mishbanych
2010-01-13 08:32 am (UTC)
В Москве было всего две линии паровичка, в данном случае это мост возле нынешней м. Дмитровская и платформы Дмитровская.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sontucio
2010-01-13 08:47 am (UTC)

Дмитровская и платформы Дмитровская.

Теперь понял. Я туда не дошел, начал от Красного балтийца и в Тушино: http://tushinec.ru/index.php?news_read=42462
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: a_dedushkin
2010-05-14 07:46 pm (UTC)
Очень интересно! Большое спасибо!
(Reply) (Thread)