?

Log in

No account? Create an account
Как мне сухо, как безводно - Mishbanych [entries|archive|friends|userinfo]
Миша Кончиц

[ website | Проект Номерной ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Как мне сухо, как безводно [Oct. 10th, 2013|01:15 am]
Миша Кончиц
[Tags|, , , ]



ATTENTION!!!  Пост полон дурацких шуток про то, как сухо и безводно в Сухобезводном   !!!ОТТЕНШОН

Бывают такие поездки, когда ты постоянно куда-то движешься, меняется обстановка, люди, пейзажи. Всё сливается в один безудержный движ. Хочу вам рассказать про одно такое сухобезводное путешествие в такую же золотоосенню пору, которая сейчас у многих за окном.

Во мне вообще сочетается безудержная любовь к движению с тягой к домашнему уюту. А ещё у меня есть совесть: она не любит, когда я просто так путешествую. Сначала надо сделать какое-то общественно-полезное дело, а потом развлекаться и познавать мир. Такая вот суровая совесть.

Вообще ехали мы тогда со Станиславом смотреть на увядающую ветку Супротивный - Малое Раменье (хотя лучше будет ветка Супротивный - Сухобезводное). Поблизости... нет, конечно, это никакая не близость, но всё же на реке Ветлуге стоит изба знакомых знакомых, в которой нам хотелось побывать. В итоге был разработан сумасбродный план на выходные НЕ ПОВТОРЯЙТЕ ЭТО

С самого начала мы погрузились в ритм движения, разбавляя его минутами и часами неподвижного созерцания. Как раз как я люблю. Чтобы попасть в Поназырево, мы намеренно проехали его до Свечи, где ожидали огрести подсвечников. Однако всё ограничилось ночным созерцанием свечного вокзала. Знаете, такое состояние в 4 утра, когда реальности, как в фотошопе, задана прозрачность 50%, а фоном идут какие-то невнятные сны и мысли.

Так и не получив подсвечников, мы поехали обратно на пригородном поезде в Поназырево. Он останавливался у каких-то фонарей в полной темноте, гудел, уносился дальше, снова тормозил у столбов...
В Поназырево мы почти не сели на автобус до Полдневицы. Там стоял один единственный пазик, в который бери и садись, но на нём был другой трафарет, и мы засачковали, пошли уточнять в кассу, а там толкотня... в минуту отправления всё же догадались спросить, куда господа держат путь.
Следующий час мы бесплатно наслаждались сеансом очистки организма и массажа всех мышц и костей на дороге в Полдневицу. В окне плясали мои любимые угрюмые некрашеные избы, хмурый сырой пожелтевший лес. Всё то, что я ласково называю эстетикой упадка. Но наслаждаться мешала адская тряска. Неплохо бы собрать костромских дорожников и мастеров из Павлова и устыдить их за такой конфуз.

Всё ещё трясясь,мы вылезли из автобуса в Полдневице. Над посёлком нависала утренняя хмурость. Стоял запах осенней свежести. В грязных лужах отражалась повсеместная безысходность. Тело просилось завернуться в одеяло, чтобы смотреть на девушек и море.

Люди понуро разбрелись по домам, и мы остались наедине с утренней влагой.




Фотография для путеводителя "Достопримечательности Поназырёвщины", если такой когда-нибудь выйдет



..............................



.................



Полное угасание. Вся грузовая деятельность железной дороги свёрнута, порушена, испепелена. В посёлке грязь и маленькая лесопилка, окружённая пружинистой щепой. Мы пошли к дому директора Шортюгского ППЖТ, которому я заранее звонил с просьбой арендовать АС1А. В доме все спали, и мы долго занимались созерцанием. Подмечали мелкие детали просыпающегося посёлка: мелькающие еле заметные силуэты людей, проголодавшихся собак, отдалённые звуки.
Потом оказалось, что директор умотал на мотрисе в какую-то недоступную для нас глухомань. Мы остались один на один с мрачной безысходностью. Ближайший автобус был через 6 часов.

Гуляли по посёлку, играли бутылкой, смотрели на дома и заборы. Я люблю просто гулять по посёлкам и смотреть на дома. А дома любят смотреть на меня. Я ведь марсианин в таких местах.



.............



................



Потом мы сели на деревянную платформу возле переезда, и наслаждались внезапно вышедшим солнцем. Почти мираж. В голове стали возникать картины рая, Сухобезводного, Супротивного...
Ещё немного, и мы бы так и остались буддистами в Полдневице. Наши окаменевшие статуи на платформе привлекли бы тысячи паломников со всего мира. Кто знает, может, благодаря этому Полдневица снова ожила бы. Здесь бы открылись костромские дацаны, а местные жители поголовно готовили бы сочные буузы... (ммм)

Но нас подобрала спасительная Приора.



Нет, не такая

В Поназырево стоял под парами пригородный до Шарьи. В одну секунду мы одной рукой расплачивались с водителем, а другой ногой тянулись к почти уходящему поезду. Но мы успели. А солнце зашло. Солнечная Полдневица так и осталась миражом.



В Шарье особо ничего не было...



...............



Нам предстояло добраться до Нижегородской области и найти дом в деревне на высоком берегу Ветлуги.
От Шарьи до Ветлуги отлично доехалось на автобусе. Населённый пункт Ветлуга остался у меня в памяти как Т-образный перекрёсток с кислотным теремом-автостанцией. Так отпечатываются в памяти некоторые пёстро одетые провинциальные дамы.



Всё было закрыто. Надвигались беспощадные сырые сумерки. Было как-то не сухо и не безводно. Я рассчитывал в этом местечке найти такси, и моя ангельская наивность возымела успех - на каком-то столбе висел заветный телефон.

По звонку приехал армянин на десятке, который сразу же со страшным акцентом заявил "я здесь давно живу, но в ту сторону почти не ездил!". Предстояло преодолеть портал в соседний район в угасающем свете дня.
Сначала дорога живописно шла через холмы, на которых перемежались деревеньки и леса. Слева то и дело обнажалась широкая долина Ветлуги. Потом был разноцветный закат. Потом не было ничего. Стемнело.
Мы как раз подъехали к самому плохому участку дороги на границе двух районов. Горячий водитель избрал беспощадную манеру езды: разгонялся, резко тормозил перед колдобинами и неистово вращал рулём. Нам оставалось смиренно вылавливать взглядом очередную яму, выскакивавшую в свете фар под колёса. Где находился отворот грунтовки на искомую деревню, никто не знал. В какой-то момент очередной манёвр лихого ветлужского армянина привёл к потере колёсного колпака. Что началось! Как дама во время бала лихорадочно поправляет туалет после непредвиденной его поломки, так и наш усатый водитель стал метаться по стометровому участку разбитой дороги, пытаясь выловить фарами драгоценный колпак.
Но - тщетно.
В кромешной темноте мы ехали дальше, пока чудом не увидели ближайшую к месту примыкания грунтовки деревню. Наши деньги никак не обрадовали несчастного армянина; на лице его отразилась вся грусть обратного пути. Мы тут же сочинили местную байку о том, как каждую ночь на границе районов заблудших водителей пугает призрак таксиста, который ищет свой потерянный колпак.

Мы стояли одни посреди деревни, погружённой в кромешную тьму. Дорога уходила вниз, где-то там и был нужный нам поворот. В одном доме мерцал единственный огонёк - кто-то смотрел телевизор. Но это пляска светотени только пугала, поэтому мы поспешили покинуть призрачное поселение. Я нащупал в кармане листок со схемой дороги к дому. Предстояло в полной темноте пройти около полутора километров через поле и лес, сделав несколько важных поворотов на развилках.
В слабом свете мобильников мы ступили на песчаную дорогу. Ни звука вокруг. Первый поворот, второй. Вошли в лес.
Удивительное ощущение: идёшь в этой глуши ночью, и знаешь, что тебя ждёт свет, тепло и уют.
На выходе из леса показались страшные силуэты заброшенных домов. Нужно было считать их, чтобы найти нужную избу.
И мы её нашли, хотя это было что-то вроде "пятая справа, после развилки у берёзы". Но это было полдела. Другая схема рассказывала о том, как всё открывать, где искать насос и чайник...


Через час в печке трещали дрова, мы запивали пивом вкусный ужин, наслаждаясь блаженнейшим теплом и уютом удивительного очага жизни, который мы создали посреди безлюдных окрестностей. Вскоре заснули крепким сном на деревянной двухэтажной кровати под тёплыми одеялами...







Поутру всё та же хмурая осенняя серость. Позавтракав и законсервировав избу, мы увидели вчерашние потёмки в свете дня: утопленная по крыши в полевой траве деревня и потрясающий вид на простирающуюся внизу долину Ветлуги.



.............



Приютившая нас изба

По уже знакомой грунтовке мы вышли к автобусной остановке во вчерашней малообитаемой деревне. Удивительное дело снова ждало нас: предстояло ехать не в какой-то райцентр, а из одной глуши в другую глушь. В посёлок Северный, где заканчивается ветка Сухобезводное - Лапшанга. От одной мысли о Сухом и безводном будущем по телу пробегал неудержимый электрический заряд.



Станислав в ожидании пазика наслаждается предвкушением Сухой безводности

Пазик был настоящим душевным провинциальным пазиком: знакомые пассажиры, водитель. Остановки в крошечных деревнях.
А потом идиллия закончилась - пошёл дождь.
И воздушные замки сухобезводного царства порушились в наших глазах.
Мы вышли на переезде в посёлке Северный, завернулись в куртки и пошлёпали по путям куда-то вперёд.



В этом царстве миражей под дождём перед нами всплыла избушка на курьих ножках - здание вокзала станции Лапшанга. Я поднялся к двери, но она была заперта, а ручка откусана какими-то голодными люмпенами. Через окно я увидел уютный зал ожидания. Обошёл избу: с другой стороны была вторая дверь. Но и на ней кто-то полакомился дверной ручкой. Изба закупорена.



Мы дошли до тупика станции, откуда в дичайшие заросли уходил дальше путь. Сделали мокрый и водный автопортрет в капюшонах и пошли совершать моцион на променадах посёлка Северный.



.................



Никола-Ленивец на улицах Северного

......................



Дрезден на улицах Северного

В магазине гостеприимная продавщица предложила нам чаю для согрева и какое-то тягучее молочное лакомство, похожее на пастилу со сметаной. Рядом стоял усатый Бориска и рассказывал, как в бытность работы мебельного комбината происходили всякие несчастные случаи. Приехал мужик на тракторе с телегой сена и взял в долг алкоголь. Водки не было, досталась полторашка пива. Беспроцентный кредит.

Прогулка под дождём продолжилась.



Фотография для путеводителя "Родная Лапшанга", если такой когда-нибудь выйдет

Мы прошли по мосту через речку Лапшангу. Вдали виднелся квартал многоквартирных домов, а вокруг нас был огромное пустое пространство. Возле церкви паслась лошадь. Дальше по пути начался частный сектор. Мы вышли к розовой сцене. Здесь мирно гуляло стадо коров, как вдруг одна из них на всех парах побежала куда-то в сторону лошади.
Дождь барабанил по куртке.



Внизу извилисто меандрировала Лапшанга. На полуострове рос небольшой лесок, к которому вёл полузатопленный жёлтый мост. Над всем этим возвышалась насыпь железной дороги. Внизу паслись гуси. Пока мы любовались этой безводной пасторалью, проехал поезд из Сухобезводного:



Мы спустились к гусям и решили форсировать реку через полузатопленный мост. Проявили недюжинную смелость. Правда, гуси не обратили никакого внимания на подвиг...

Поднялись на насыпь и побрели в сторону станции. В её горловине очень сочно стояла чмуха. Начался традиционный фотосодом... Но уж больно хорошо она встала!



Мокрые, мы зашли в голубой вагон и плюхнулись в мягкие кресла. Воздух из-под одежды вышел наружу, влажные поверхности слиплись и стали ощущаться телом. Божественные ощущения.
Всё запотело - и окна в поезде, и объектив, и зеркала. Мы ехали мимо колоний - оплотов режима. На каждой станции зловеще высился загон для посадки заключённых в вагон. Но в вагоне ехали весёлые школьники-студенты и грибные пенсионеры. Из запотевшего окна заднего тамбура уносились в сырой лес две блестящие рельсы.

Наконец, в сумерках мы приехали в заветное Сухобезводное (я ждал этого момента в повествовании, сейчас разражусь...).
Боже мой, как там было сухо и безводно! По плечам снова стекали божественные струйки сухости. На ресницах висели капли безводности. Яркое световое табло станции отражалось в абсолютно сухом асфальте платформы. Мы прикидывали, как бы тут неплохо смотрелась реклама бассейнов, таких сухих и безводных, что просто ойёёй.



Электричка до Нижнего Новгорода освещала ярким светом толпу пассажиров в салоне. Мы стояли и смотрели в окно, испарина на котором скрывала за собой лишь густоту осенних сумерек. Внутри кипела жизнь. Мужик ни в какую не хотел брать билет, пока не сядет на лавку. По забитому проходу продефилировал парень с ухмылкой на лице и высоко поднятой рукой с мобильником, из которого трещало что-то такое музыкальное. Вскоре он понуро шёл обратно под конвоем двух господ полицейских. Через несколько минут потрёпанный герой вновь промаршировал через вагон с поднятой рукой, но уже без мобильника.

В Нижнем Новгороде я веселился над Станиславом, который не мог понять, почему так не спешит нижегородское метро. На станции "Парк Культуры" минут за 30 до поезда домой состав пошёл в депо, оставив нас наедине с 10-минутным интервалом до следующего поезда.

В поезде все спали, а мы смотрели сквозь мокрое окно на мелькавшие в сумерках силуэты деревьев и домов. Соединяя движение и созерцание. Теперь уже в полной сухости и безводности.
____________________________________________________
спасибо за внимание
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: kontrazeptiv
2013-10-10 04:08 am (UTC)
Прочитал,посмотрел.
Спасибо,круто!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dennism
2013-10-10 05:38 am (UTC)
Экстремалы вы :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mephistopig
2013-10-10 08:26 am (UTC)

Прошу прощения за оффтоп, но!

Зашёл посмотреть географию поездки на Яндекс-Карты и просто ахнул - такое впечатление что карта изменилась в сторону ухудшения детальности. Раньше хотя и были показаны некоторые несуществующие дороги и деревни, но это во-первых помогало искать интересные места, во-вторых было всё равно довольно удобно - проверить наличие дороги можно по спутнику. А сейчас нет некоторых даже асфальтовых дорог (точнее, есть - на "народной карте"), а грунтовок часто нет и на народной.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: nord_ursus
2013-10-10 01:00 pm (UTC)
Классно. Люблю такие поездки.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mvm
2013-10-10 02:19 pm (UTC)
Браво! Спасибо за рассказ и фотографии, за настроение!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: annika_fluffy
2013-10-10 10:11 pm (UTC)
какой слог, какой слог!))
(Reply) (Thread)
From: metrosvyaz
2013-10-13 06:08 am (UTC)
Perfetto!!! :)))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: jst_ru
2013-10-13 08:27 am (UTC)
это невыносимо прекрасно!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: sd3
2013-12-04 02:46 pm (UTC)
Помню этот трип. Сухенько так было...
(Reply) (Thread)
From: b_s_d_1
2014-02-03 08:21 am (UTC)
В 2012 году я побывал на обеих линиях, причём все 52 километра Шортюгской прошёл пешком.

На основе этой поездки открыто очень много нового на странице "Шортюгская железная дорога"
infojd.r u/04/chortyug.html
В том числе 592 фотографии.

Основное описание поездки:
infojd.r u/dop/poezdka2012kostravia.html
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sd3
2014-02-03 09:46 am (UTC)
Спасибо, Сергей!
(Reply) (Parent) (Thread)