Юшкозеро - Mishbanych [entries|archive|friends|userinfo]

Юшкозеро [Dec. 11th, 2012|11:54 pm]
Миша Кончиц
[Tags|, , , ]

Карелию знают все, даже пузатые обыватели с байдарками и нивами. В Карелии столько озёр и скал, что каждому ценителю озёр, скал и уединения хватит по озеру и скале, чтобы там поставить свой деревянный домик. А ещё в Карелии торфяные пенистые реки и живут несколько карелов. К сожалению, углубиться в скалистые края на выходные из московобада нереально, равно как и поверхностно побывать здесь. Ведь даже расслабившись в электричке на Карельском перешейке, всё равно зудит в некоторых местах "а не махнуть ли в Хийтолу...а там Элисенваара и Сротавала...а дальше бесконечные полустанки в глухих лесах с оригинальными станционными домиками...". Эти мечты, пробираясь сквозь всевозможные Гимолы, выбираются в конце концов в Калевальский район, где затерялось село Юшкозеро. Оттуда можно держать путь и дальше, в Калевалу, Кемь и на Кольский...

Я защитил диплом раньше всех, в первый же возможный день. И на этой волне мы со Стасом рванули в Петрозаводск. Я помню это утро, когда за окном среди редких пятен снега и прошлогодней травы мелькали речки торфяного цвета, а в них по-весеннему радостно и задорно блестели солнечные блики. На платформе было так свежо, что не хватало лёгких захватить побольше этого волшебного воздуха, наполненного бодростью весеннего утра.
Мы гуляли по Петрозаводску. Не откладывая в долгий ящик, взяли шампанского и пили его на набережной, кажется, Лососинки. Обошли тракторный завод и поднялись к Ильичу. Обедали в Лесторгпите. Гуляли по песчаному пляжу и по скалам Соломенного.
А вечером сели на благословенный поезд Петрозаводск - Юшкозеро, который уже и канул в Лету. Проезжали интригующую Виллу-гору, гоповатое Суоярви, откуда стрелой идёт западная карельская магистраль...
...утром я сладко проснулся в 8 часов. Уже светило солнце, вокруг стояла тишина. Вагон спал.
Я вышел на улицу. Наш вагон стоял на станции Ледмозеро. Остальные уехали в Костомукшу.
По расписанию стоять нам предстояло ещё пару часов. Я прогулялся по пустынной платформе. Где-то что-то просыпалось в посёлке. Берёза сонно нависала над белоснежной станционной постройкой. Протёр глаза, продолжил моцион. Сделал зарядку.

Вскоре из вагона стали выходить и другие проснувшиеся. Потом был завтрак с чаем. И ещё одна прогулка... Это было настолько волшебно, как в Давосе у Ганса Касторпа. Всякие сапсанчики напрочь убивают понятие размеренного движения, когда ты можешь познать и проникнуться каждым новым местом.
Поздним утром мы поехали дальше на север. Внизу проплыла новая ветка к основной магистрали, а потом продолжился безлюдный лес, наполненный торфяными речками. Редкие остатки снега таились в тенистых уголках у насыпи. Проехали широкую протоку между озёрами:

Потом из сплошного леса выросла фантомная станция Хижозеро. Никакой жизни здесь уже не осталось. Разобранные пути, кирпичные постройки, съедаемые лесом. Такая судьба ждёт большую часть нечернозёмной провинции:

Слева открылся вид на вытянутую гору с редкими деревцами на вершине. Гора эта называется поломайязык или Виразвара. Слева от неё огромное озеро Нюк, а справа лес с железкой. Мне тогда безумно захотелось повторить ледмозерскую паузу, дабы сходить на эту гору и насладиться вольным видом с неё. С тех пор мы таим надежду на трипгору - добраться до этой мекки и провести там вечер с костерком...
Поезд приехал в Боровой - крупный посёлок в песчаном бору. Соседний путь заставлен ржавыми вагонами. Под путями сплошной песок. После станции мы потихоньку спускаемся к капитальному мосту через реку Чирка-Кемь. Сколько же всё-таки воды в этих краях!
Вот и Юшкозеро. Пассажиры быстро разбредатся и разъезжаются, а мы пытаемся понять, где оказались. Аккуратная платформочка и белоснежное потрёпанное здание вокзала, какие-то развалины за ним. Пути обрываются за станцией - раньше там был леспромхоз, а теперь растут молодые сосенки.

...

Вышли на дорогу. Здесь пристанционный посёлок Новое Юшкозеро, а до просто Юшкозера 6 километров. Грейдер соединяет Калевалу и Костомукшу, но движения не заметно. Тихо и солнечно.

Скоро нас подобрал дядя на джипе, забиравший дочку из школы. Так мы оказались на ещё одном мосту через Чирку-Кемь.
Юшкозеро раскинулось на берегу этой реки и собственно озера Юшкозеро (Juskujarvi). В деревне много аккуратных участков с деревянными домами. Заборы починены, слышны дети и йети. Очень много свеженасмоленных лодок, аккуратно выложенных вдоль реки. Какое-то фантастическое для страны торжество жизни и порядка.

Главная достопримечательность Юшкозера - деревянные мосты через реку. Есть и автомобильные, и подвесные пешеходные. Все они скрипят и качаются на свой лад, а ещё изгибаются и сбрасывают непутёвых туристов в прозрачную воду на съеденье пираньям. В общем, по Юшкозеру следует ходить зигзагами, опробывая каждый мост.

Ещё в селе стоит построенная в 1998 году деревянная церковь, на которую открывается замечательный вид с противоположного берега.

...

Меня всегда поражало, что именно в таких уголках кроются очаги национальной и вообще всякой самобытности. Не секрет, что именно угасающие деревни являются подлинными источниками той культуры, которая когда-то впиталась в нашу кровь и теперь размывается в городском космополитизме. Поэтому те осколки исконного села (неважно, про какую национальность идёт речь) особенно ценны и поразительны. Например, меня очень манит вепсский край и село Винницы. А вот Юшкозеро - это одно из древнейших карельских поселений, и его жители до сих пор хранят культурные традиции. Я товарищ простой, поэтому моё проникновение описанной сущностью Юшкозера было простым. Я зашёл в магазин купить хлеба и сразу понял, что продавщица передо мной настоящая карелка. Меня это так поразило и протащило, что вот теперь я распинаюсь на стопицот предложений об этом. Хлеба, правда, не было. Взяли булок.

И какие там аккуратные набережные с сосенками и берёзками! С деревянными лесенками к причалам...

Мы взяли советского шампанского и скромную закуску в местном магазине. Вышли к истоку Чирка-Кеми из озера Юшкозера, нашли камешки и стали продолжать отмечать защиту диплома. Слева рябились воды озера, справа стояли домики по берегу реки. Кто-то вышел на пирс смолить лодку, кто-то рядом постирать... Солнце освещало эту идиллию. В таким моменты хочется ловить каждое дуновение ветра, каждую игру бликов и вообще весь мир.

...

...по пыльной дороге с голыми ивами по обочинам идём к станции. Скоро нас подбирает весёлый водитель фургона. Он развозит мебель по деревням. Трудно представить: мебель по деревням. А вот есть же такой мужик, и мебель есть.
В глухой комнатке вокзала сидит замечательная хранительница станции. Продаёт нам билеты и рассказывает.
Поезд тихо ждёт пассажиров у подзаросшей платформочки. Машинист с помощником заботливо его протирают. Бегает собака (и везде найдётся бегающая собака! как будто кто-то из специально для дополнения идиллической картины плодит по таким местам!). Мы сидим совсем рядом со всей этой жизнью. Солнце греет.

...

Ну, пора и обратно. Снова по диким сосновым лесам, через полноводные реки.
Дичь:

Какая же всё-таки огромная Чирка-Кемь!

Боровая:

...

Вагон был практически полон, но его постоянно хотят отменить. Это будет означать и конец железной дороги от Ледмозера. Почему если жителям и туристам удобно ездить, то всё надо портить и отменять?..

В Ледмозере у нас снова была пауза. Ледмозеро - это медитативный зал ожидания на улице. Там есть крутая беседка с лавочками у платформы. Мы уселись и долго сидели на ней под солнцем. На полу валялись семки, а тонкие ветки берёзы отбрасывали загадочные переплетения теней на белоснежное здание станции. Вагон из Юшкозера ждал вместе с нами поезд.

Приехал наш поезд до Питера. Мы ещё долго балдели в последнем вагоне. Рельсы убегали к закату, то и дело игриво скрывавшемуся в сосновых кронах. Покосившиеся деревянные телеграфные столбы фактурно подсвечивались вечерними лучами. А потом стали потихоньку тонуть в сумеречной пелене тумана и свежести. Дикие прекрасные края.

____________________________________________________________________
спасибо за внимание
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: dyomkin
2012-12-11 07:56 pm (UTC)
С катом промахнулся.
[User Picture]From: mishbanych
2012-12-11 07:58 pm (UTC)
:)) Вроде поправил, но у меня каждый раз с ним проблемы. Пора обратиться к доктору катологу.
[User Picture]From: anti_zapad
2012-12-11 08:28 pm (UTC)
Какой крутой медитативный псто!
Просветлился! )))
[User Picture]From: _smile007_
2012-12-11 08:33 pm (UTC)
просто офигенно.
И как хорош был тот май...Эх.
[User Picture]From: olster28
2012-12-11 09:03 pm (UTC)
Круть, у нас, кстати в Карелию, а именно на Кижи вообще получилось съездить одним днем)
[User Picture]From: nabekren
2012-12-11 09:21 pm (UTC)
офигенно
[User Picture]From: lesnoyskitalets
2012-12-12 04:53 am (UTC)
Теперь уже не такие и дикие: всяческие "преобразователи природы" и "москвотуристы" постарались...
[User Picture]From: sd3
2012-12-12 11:25 am (UTC)
Да... края просто редкостно пасторальные. Я так и запомнил Юшкозеро, как Пасторальозеро. :)
[User Picture]From: kontrazeptiv
2012-12-12 04:16 pm (UTC)
красота да и только.Спасибо за интересные фото!
From: malianov
2012-12-17 07:59 pm (UTC)
Круто, спасибо
[User Picture]From: shizo_ku
2013-01-06 01:42 pm (UTC)
Пару дней читала Ваши записи. У Вас потрясающие описания - будто и я сама там побывала. Спасибо)
[User Picture]From: b282
2013-01-08 06:32 pm (UTC)
Отличные места! И рассказ очень хорош!
[User Picture]From: jst_ru
2013-02-16 12:52 pm (UTC)
прекрасно!
[User Picture]From: nord_ursus
2013-03-25 04:02 pm (UTC)
Спасибо за пост! Прочитал и сам захотел съездить.
А поезд Петрозаводск-Костомукша с вагонами до Юшкозера вполне себе живой.

Не совсем понял, откуда сделано фото с Чиркой-Кемь. Что это в кадре за створка, открытая наружу?

Edited at 2013-03-25 04:42 pm (UTC)
[User Picture]From: mishbanych
2013-03-25 05:41 pm (UTC)
Нет, сейчас вагон до Юшкозера ходит как пригородный, поэтому из поезда Петрозаводск-Костомукша надо вылезать и делать пересадку.

Фото из кабины тепловоза сделано.
[User Picture]From: nord_ursus
2013-03-25 06:09 pm (UTC)
Так а вполне может быть так, что вагон цепляют сразу к поезду Птз-Костомукша, а в Ледмозере он переходит в разряд пригородных поездов. Именно так происходит с одним из вагонов поезда №658 Питер-Петрозаводск: ночью его вместе со спящими пассажирами отцепляют в Лодейном Поле, а там он стоит 4 часа до утра, становится пригородным поездом (пассажиры при этом продолжают спать) и едет до Питкяранты. Или вам точно известно, что юшкозерский вагон больше не цепляют к составу?
Хотя впрочем, если я туда поеду, то мне это будет не так уж важно, так как всё равно выйду утром в Ледмозере, погуляю там. Пожалуй, летом я это всё таки осуществлю после сдачи сессии.

Значит, даже в тепловоз вас пустили? Повезло вам :)
[User Picture]From: nord_ursus
2013-03-27 01:53 pm (UTC)
И, кстати, погранцы там не беспокоят приезжих?
[User Picture]From: mishbanych
2013-06-16 07:29 am (UTC)
Нет, это не погранзона, она западнее начинается.
[User Picture]From: nord_ursus
2013-07-03 05:33 pm (UTC)
Погранзона западнее, но погранцы обитают и вне погранзоны. Например, прочёсывают пассажиров поезда Питер-Костомукша.