?

Log in

No account? Create an account
Краснотурьинск - Mishbanych [entries|archive|friends|userinfo]
Миша Кончиц

[ website | Проект Номерной ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Краснотурьинск [Oct. 17th, 2012|11:13 pm]
Миша Кончиц
[Tags|, , , ]



Краснотурьинск - это разноцветная малоэтажная застройка, БАЗ и хардкорный индустриальный трамвай. Видите, как я отчеканил и сразу всё обрисовал. А ещё гугль пишет про этот город, что там "интернациональная группа экологов исследует условия золотодобычи в Краснотурьинске, разводит гусей и строит на огороде экологически чистые юрты". Теперь всё стало на свои места.



В гостинице на задворках отделения милиции нам расписывали окрестные горы, а мы пошли шляться по улицам. Разноцветная малоэтажная застройка - вот он имэйдж центра города. Улицы идут куда-то вниз.



...



...



...



Причём центр застроен и довольно причудливыми домами с балконами, башенками и прочим декором. Москва зимой страшно сера и уныла, а вот Краснотурьинск колористичен донельзя. Была бы у меня раздолбай-турфирма, я бы устраивал цветопутешествия. Спешите! Только сейчас! Тур в цветную столицу России! И да - адинадин!



Почти напротив розового ДК стоит пузатый дом культуры БАЗа:


...



Речка Турья, на которой были основаны Турьинские рудники, в городе распирает до основательного пруда, на берегу которого стоит промышленная доминанта города - БАЗ. Сейчас, сейчас, я сам томлюсь замолвить слово про БАЗ, но сначала речка Турья...



...



Так вот, ни много ни мало Богословский ордена Ленина алюминиевый завод. На берегу пруда стоит ещё гостиница "Богословская" (я надеюсь, ничьи чувства не оскорбились?). БАЗ является центральным предприятием всей бокситовой агломерацией, но именно он дышит неровно в последнее время. Из-за дорогой электроэнергии производство стало нерентабельным, и РУСАЛ всё время грозится его закрыть. Клянчит у кремля наличности, те забивают болты, а край здешний постепенно хиреет. Такие дела.

Мы вышли на лёд пруда. Он был изрезан множеством тропинок, соединявшим центр города с Заречной улицей. Смеркалось, на набережной загорались огоньки, ещё больше украшая цветной городок. А вдали дымил алюминиевый гигант со множеством градирен. Они, как грибы, разрослись на берегу пруда. Я семенил по тропинкам, продвигаясь ближе к заводу. Это было не так просто, потому что тропинки все шли примерно в одну сторону, приходилось нарезать зиг-заги. Но вечер был изящно морозным. Люди шли по разным тропинкам, то тут, то там разбавляя белизну снега своими силуэтами. Идиллия.



...



Когда окончательно стемнело, мы с чистой совестью пошли нажрались ловить местный трамвай. В Краснотурьинске две однопутных линии, пересекающихся в центре под прямым углом. Нас интересовал 2 маршрут, соединявший больницу (где-то внизу) и заглублявшийся в ацкие промзоны БАЗа (наверху). Конечная аппетитно называлась ОЖДЦ (железнодорожный цех). Я, как человек солидный, заранее посмотрел расписание, заботливо вывешенное на остановке:



В назначенное время мы подошли к небольшому расчищенному от снега пятачку у путей и встали в позицию. Трамвай пришёл не сразу, но пришёл. Это был громыхающий КТМ-5, абсолютно пустой, побитый и потёртый. В общем, настоящий гостеприимный индустриальный вагон. Мы уже потирали руки и пускали слюни удовольствия, когда он издевательски проехал мимо нас. И остановился в десятке метров от остановки. Ну что же, мы побежали по сугробам к трамваю, стали стучаться в последнюю дверь. Вагон секунду подумал и открыл дверь переднюю. Мы ринулись туда. Но и это было напрасно - дверь закрылось, и вагон безвозвратно загромыхал дальше. Мы погружались в бархатный краснотурьинский сугроб, провожая это ржавое счастье в густоту сумерек. Трамвай-призрак.

Утешительным призом стал трамвай первого маршрута, который был более приветлив (на каждой линии работают 1-2 вагона). Мы спустились в тёплом вагоне к набережной Турьи, а потом поднялись обратно. За это время кроме нас был ещё целый пассажир.

Половину следующего дня пришлось отщипнуть у Верхотурья, дабы компенсировать его непослушным краснотурьинским трамваем. От гостиницы двинулись по улице Попова вниз к трамвайному депо (оно стоит в самом центре города).



Депо миниатюрное, все пути заставлены всякой техникой, а ещё здесь есть настоящая трамвайная ручная стрелка. И два красно, да-да, краснотурьинских вагона:



Как раз в этот момент один из вагонов первого маршрута заезжал в депо. Эта операция здесь полна хитрости: при въезде в депо на подножке среднего входа стоит ловкий трюкац; специальным лассо он в какой-то момент опускает бугель, вагон накатом проезжает сие коварное место, и бугель возвращается на место. Феноменальные технологии.



Самые глазастые могут разглядеть трюкача

Ну а на нужной нам линии уже был виден вагон. Мы снова кинулись с песнями-плясками к нему. Вагон неподвижно стоял на башмаке. Ололо.
Не выдержав такого издевательства, мы ринулись прямо в депо в какую-то дверь и нашли там крайне брутальный цех с брутальнейшим столом, а за ним дяденьку. Он нам и сообщил, что у вагона перерыв до вечера. Факап.



Вот так мы стояли друг напротив друга. Посмотрелись, почесали затылок и решили воспользоваться вчерашним вариантом. Снова тёплый вагон повёз нас вниз через деревянные домики к набережной Турьи...



Потом вверх... так мы прогромыхали до самого БАЗа. Вышли и подивились - всё вокруг было в сказочной серой пелене. То сыпал с неба волшебный алюминиевый порошок...



...



Мы обошли вокруг центральный офез БАЗа, нашли за ним проходную. А потом, несмотря на раннее время, двинули прямиком в монументальную Фабрику-кухню, где вместе с настоящими алюминщиками пообедали. После обеда с горя дёрнули в Новую Лялю.
Если Вам стало грустно в Краснотурьинске, то ехать надо непременно в Лялю, через речку Какву. Не перепутайте.

P.S. Второй маршрут трамвая нынче закрыт и ходить больше никогда не будет.

LinkReply

Comments:
From: malianov
2012-10-17 07:50 pm (UTC)
Ура! Краснотурьинск прекрасен!

Но второй трамвай жаль
(Reply) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: mishbanych
2012-10-17 08:17 pm (UTC)
Хехе, позвольте, пройдёмте)

Это был зимний вояж по Уралу, без надобности :) Иногда отправляюсь в такие.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: _smile007_
2012-10-17 07:53 pm (UTC)
замечательно!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olster28
2012-10-17 08:35 pm (UTC)
Ломовейше. Ну и трамвай, конечно, довершает идиллию.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: vedmed1969
2012-10-18 12:27 am (UTC)
это когда было-то?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: makeev_dv
2012-10-18 03:36 am (UTC)
Зимой, судя по снегу. Или там уже?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mishbanych
2012-10-18 04:34 am (UTC)
зима 2010/2011
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dennism
2012-10-18 07:10 am (UTC)
Трамвай, ходящий по расписанию - ух ты, круто! :) А вагон-вышка в депо - КТМ-1?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alex_avr2
2012-10-18 09:25 am (UTC)
3605....
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: lynx_uw
2012-10-18 05:21 pm (UTC)
Салатовые и бежевые дома напоминают Дубну. "Объявление" из веревок? Даже от фотографий веет холодом =)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: geoserzh
2012-10-18 08:14 pm (UTC)
Миш, а второй маршрут почему закрыли? Вроде бы он на завод везет народ? А пост отличный, атмосфера Урала и зимы передана суперски:)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mishbanych
2012-11-13 08:50 pm (UTC)
Закрыли потому что вообще на трамвае мало народу ездит. 2 маршрут шёл в глубокую промзону, а не к проходной.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: jst_ru
2012-11-14 06:36 pm (UTC)
трамваи прекрасны!
(Reply) (Thread)