?

Log in

No account? Create an account
Тверская область богата грибами-ягодами и интересными местами, в… - Mishbanych [entries|archive|friends|userinfo]
Миша Кончиц

[ website | Проект Номерной ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

[Jan. 10th, 2011|09:14 pm]
Миша Кончиц
[Tags|, , , ]



Тверская область богата грибами-ягодами и интересными местами, в том числе железнодорожного плана. Бросим наши взгляды на Рижский ход, пролегающий по юго-западу области: тепловозная тяга, ручные стрелки и самый медленный поезд РЖД.



Сумерки, Рижский вокзал, на первом и почти единственном пути стоит почти единственный пассажирский поезд Москва - Великие Луки с подозрительным номером на 66*. Потихоньку и приятно он набирает ход и едет по любимым и родным местам.

В 2 часа ночи от нечего делать мы со Стасом sd3 эвакуируемся из поезда на станции Нелидово. Сонныя, помятыя. Тепловоз ТЭП70 бодро рассекает ночную тишину своим дизелем. Редкие пассажиры растворились в сумерках, оставив нас одних на платформе.



Потупив децл на вокзале, где из-за ремонта нагромоздились старые скамьи, пошли мы потусить в ночном Нелидово. Сколько интересного таит в себе ночной российский провинциальный городок! Как манит он любопытного туриста!
Возле насыпи железной дороги в свете фонаря обнаружился вдруг подземный переход. Но прогуляться по таинственным подземельям мы что-то не решились.



...



Особенно уютно смотрятся в сумерках ручные стрелки с лампами. Лампы не керосиновые, но свет их, да-да, тёплый ламповый свет, разносит вокруг божественную гармонию. Вам не хочется обняться с этой ручной стрелкой?



На улицах тишина и никого. Редкая машина прошмыгнёт куда-то мимо в своих ночных заботах.



С центральной площади доносятся крики. Ну, должны же быть в тихом провинциальном городке компании, круглосуточные магазины.. А мы просто разворачиваемся на 180 градусов и идём в сторону темноты.
Ныряем, значит, в эту темноту и вперёд.
Изредка темнота сменяется одинокой лампой, висящей на какой-нибудь железяке.



...



За кустами пруд, а в пруду отражается силуэт ДОКа: пару цехов и труба с красными огоньками. Оттуда доносится монотонный шум. В небо устремляется молочный пар. Работает.
Дорога приводит нас к плотине на небольшой речке. В первых минутах рассвета железный остов и два фонаря восседают над шумом воды. Где-то впереди течёт река Межа, а за ней всё так же стоит ДОК.



Поднявшись вверх по грунтовой дороге, мы одновременно встретили искомую узкоколейку и светлое время суток. По этим путям уже ничего не ездит кроме "пионерок", хотя не так давно ещё возили лес на комбинат.
Станция "Межа" весьма неожиданно возникает перед забредшим сюда путником - справа поворачивает путь, пересекает дорогу, а слева вдруг открывается деревенская улица со станцией. Как "Старопролетарская" в Москве.
На этой улице живут люди, кошки, собаки. И тут же стоят лесовозные сцепы, прячутся в траве ручные стрелки. А среди жилых домов угрюмо стоит массивная деревянная изба-диспетчерская. С выбитыми окнами и выпотрошенными комнатами. Когда-то здесь было уютно и людно.



...



Один из домов поделился с нами бабушкой и чёрным котёнком. Котёнка я оприходовал очередным снимком из серии "узкоколейная живность":



А с бабушкой мы поговорили до тех пор, пока вдали не затрещала дрезина. То парни-лесорубы выкатывали свой паровоз на пути. Так мы прокатились с ними пару километров, ибо больше не позволяло время, ах этот треклятый цейтнот.



...



Такими правдами и неправдами, хитрыми ходами и плутовскими манёврами мы вернулись обратно к плотине. Фонари уже не доминировали вокруг, а висели ржавыми вёдрами. Зато вода, пенящаяся и бурлящая, привлекала к себе острый глаз. Но недолго она это делала. По разбитой дороге прикатил ПАЗик, и в нём оказались мы. Проехали небезызвестную скульптурную алко-композицию "Ленин и Горький" и вышли у вокзала. Дабы продлить транспортную эйфорию, мы быстро оказались в пригородном поезде. О, пригородные поезда рижского хода! Тепловоз и два вагона! Мягкие сиденья, столики, дерево. Лес за окном! Но быстро эйфорию пришлось прекратить - станция Земцы следующая по ходу.
Отсюда берёт свой путь самый медленный поезд РЖД до Жарковского. Когда-то ныне тупиковая ветвь была сквозной и соединяла Смоленск с Земцами, но дорогу разрезали, оставив две тупиковые линии до Сошно в Смоленской области и до Жарковского в Тверской. В Сошно ходит редкий угольный состав на Смоленскую ГРЭС, а в Жарковский две пары пригородных поездов. Они проезжают 47 километров за 3 часа 20 минут со средней скоростью 14,24 км/час. Это абсолютный рекорд. Можно полностью расслабиться и впадать в нирвану. Неспешно созерцать проплывающие за окном болотные массивы и леса. Поспать, поесть, и ещё раз посозерцать. Прекрасно, прекрасно.
На платформе станции Земцы несколько человек. До нужного пригородного ещё минут 40. Он скромно стоит на боковом пути.



Столпотворение у единственной кассы намекает на сверхприбыль РЖД от пригородного сообщения:



На первый путь приехала сцепка РА1 до Ржева. Со второго пути загромыхал товарняк.



...



И вот наш поезд до Жарков подан. Отправляемся в неспешный путь. Налево уходит магистраль к Москве, направо линия до Жарковского:



Тяжёлый тепловоз и вагон размеренно переваливаются с одного стыка на другой, отдавая глухими ударами. Края здесь безлюдные - по пути будет четыре промежуточных остановки в небольших деревнях. А в основном лес и огромные верховые болота. Зверья больше, чем людей.



...



Остановочный пункт 8 километр. Ветхие дома. У колеи аккуратная платформа, заросшая травой, и покосившийся павильон. Когда-то это должно было выглядеть весьма по-европейски (близость Европы сказывается?), а сейчас сия композиция вгоняет в тоску:



Пока едешь - смакуешь каждую деталь. Пожалуй, поезд Земцы - Жарковский для меланхоличных эстетов, поэтов и художников. Можно просто погрузиться в думы.



О.п. Откос. Дома, как призраки - то ли есть, то ли это видение среди леса.



...



...



...



О.п. Кащёнки. Самое звучное название и самый оживлённый остановочный пункт!



За Кащёнками начинается самый интересный участок железной дороги через огромное болото Пелецкий мох. В юго-западной части Тверской области целая система таких болот, а Пелецкий мох - одно из самых больших.
В 30-е г.г. заключёнными здесь была проложена эта линия, прямо через болото.
Ощущение, что едешь по тундре. На горизонте лес, а вокруг сплошные мочажины, лужицы, жижицы. Где-то подрастает маленькая сосенка.



...



...



...



...



Вдруг из болота возник улыбающийся морщинистый дядя с сачком и цигаркой.

Впереди замелькали зелёный и жёлтый огоньки - предвходной и входной светофоры Жарковского:



На станции пару путей, налево уходят ржавые подъездные пути Жарковского ДОКа, куда не так давно ещё возили грузы по железке. Прямо уходит магистральная линия на Сошно, обрывающаяся на разъезде Кривая, откуда ещё недавно возили лес (и где ещё стоят семафоры). А мы едем вправо по тупиковой линии к вокзалу.
Спускаемся и подъезжаем к тупику, у которого стоит деревянный пакгауз с магазином "Престиж":



Поезд тут же едет оборачиваться:



Где же мы оказались? Вокзальный комплекс Жарковского произвёл на меня потрясающее впечатление. Пустынное место с железнодорожным тупиком и лесочком. Доминантой стоит чудесный деревянный вокзал с элементами античной скульптуры и русского барака. Перед вокзалом газон, на котором наезжены круги местными мотоциклистами. И примета места - аккуратная платформочка с гравием. Даже как-то некстати напротив стоит унылый склад с платформой. Все пути заросли и отдают ржавчиной.
Рядом с вокзалом стоит деревянный туалет, на котором висят таблички с претензией: "мужская" и "женская". Какое гротескное сочетание европейского и нашего, покосившегося!



Вазоны, клумбы, кусты!



Этим вокзалом можно тащиться бесконечно:



Окончательно растопил он наши сердца, предоставив незакрытую входную дверь. Безлюдный зал ожидания, абсолютно никого! Но и никаких признаков вандализма, алкоголизма. Всё чисто и уютно. Как будто в музее..



Железнодорожное мини-панно на стенде:



За окном приехал поезд. Мы вышли его встретить. Как же тут всё удивительно, по-домашнему!



...



Я не преминул воспользоваться удобствами



Нет-нет, я был в другом отсеке

...



За вокзалом идёт тропинка через лесок к насыпи магистрали. Лесок этот разреженный и выглядит как приусадебный парк. Да, пожалуй, что вокзал - это усадьба с вазонами.



Путь идёт к мосту через реку Межа

Эта улица ведёт к вокзалу. Самая важная в Жарковском!



Сам посёлок тоже весьма мил. Только, как поведал Стас, лучше тут не говорить, что приехал из Земцов, а то побьют. Жарковские бьют земцовских, земцовские - жарковских, хехе.



Помимо железнодорожного через Межу можно ещё пройтись по навесному мосту типа "море ощущений":



В общем, мы любим свой посёлок! В первую очередь за вокзал, of course.



P.S. Традиционно в конце поста котэ. Жарковский котэ:



P.P.S. Ну и чтобы закольцевать пост, придать ему завершённость, возвысить к небесным циклам, фотография с утреннего Рижского вокзала. Жители Подмосковья спешат работать в Москове:


___________________________________________________________
спасибо за внимание
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: griphon
2011-01-10 06:25 pm (UTC)
Даа, впечатляет. А откуда там РА на Ржев взялось? Всегда поезда с плацкартными вагонами ходили.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mishbanych
2011-01-10 06:51 pm (UTC)
Ну вот подкинули парочку в депо Новосокольники)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: jst_ru
2011-01-10 06:26 pm (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dennism
2011-01-10 06:31 pm (UTC)
Отлично. Очень душевно! Котик хороший :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: iona
2011-01-10 06:34 pm (UTC)
Однажды проводил лето в Земцах. Мог ли думать ...?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: q_tactics
2011-01-10 06:37 pm (UTC)
тундра, однако!

а зачем эту линию проложили во время войны?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mishbanych
2011-01-10 06:57 pm (UTC)
Ну я наврал немного, её проложили в 30-е г.г., а во время войны она разрушалась, снова восстанавливалась. Сейчас поправлю. Исходно эта линия планировалась для соединения Петрограда и Смоленска.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: aviaphoto
2011-01-10 07:03 pm (UTC)
Нда. О сколько чудных нам открытий готовит просвещенья дух;)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: natulya813
2011-01-10 07:16 pm (UTC)
ой подвесная дорожка... и такая длинная... уже коленки задрожали, хочу, хочу, хочу))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olster28
2011-01-10 07:24 pm (UTC)
Замечательно. Чистый сюрр.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: vent_belsos
2011-01-10 08:05 pm (UTC)
такая Россия
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: skydrinker
2011-01-10 09:33 pm (UTC)
отличный отчет! осенью в тех местах какая-то особая атмосфера - можно снимать фильмы про войну или например "Сталкера"...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: geodezer_spb
2011-01-11 12:28 am (UTC)
Интересно, что означают цифры на плиточном полу вокзала в Жарковском?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mdkoltz
2011-01-11 03:44 am (UTC)
Год постройки - 1959
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sasha_cheater
2011-01-11 04:23 pm (UTC)
Колоритные места. Особенно сам путь, у нас подъездные пути и то помоему не настолько убитые :)

А стрелки с подсветкой это просто супер!! Хочу такие вживую увидеть, но у нас нету.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: b282
2011-01-12 06:37 am (UTC)
А 66* с Рижского под тапком уходит?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mishbanych
2011-01-12 09:44 am (UTC)
Нет, до Волоколамска ЧС7 тянет.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: b282
2011-01-12 09:53 am (UTC)
А, вот оно как... Надо географию учить. Вы по этой ветке на станциях свободно фоткали, до вас там не докапывались?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mishbanych
2011-01-12 10:02 am (UTC)
Вообще из Мск давно ничего под дизелем не уходит :) Разве что недавно пару дней из-за ледяного дождя.

Мы практически всегда свободно везде снимаем. Ну а рижский ход особенно глухоманский, никого в форме там не встречал..
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: b282
2011-01-12 06:55 am (UTC)
Стрелки с фонарями - класс! Вообще интересная дорога, я в этом году туда планирую попасть :) Спасибо за рассказ, отложу себе на память ;)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: al_kamensky
2011-01-12 10:48 am (UTC)
Прекрасный репортаж и колоритная местность
(Reply) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: mishbanych
2011-01-14 07:17 pm (UTC)
Поезжайте с нами на Урал через 2 недели :)
(Reply) (Parent) (Thread)
From: b_s_d_1
2011-01-18 08:06 pm (UTC)
Удивительно, что светофоры в Жарковском не отключены. И машинисты в кабину берут...


Средняя маршрутная скорость ещё ниже на линии Кутаиси - Ткибули, бывшей в составе сети общего пользования МПС ( http://sbchf.narod.ru/28/tkibuli.html ) - около 13 км/час.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: annika_fluffy
2011-01-22 04:46 pm (UTC)
Понравилось железнодорожное панно)
Средний локомотив не подскажете серию? Часто его встречаю на советских плакатах или картинках, родной такой образ:)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mishbanych
2011-01-25 12:53 pm (UTC)
Вроде это ТЭ3, только широко его нарисовали.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: annika_fluffy
2011-01-26 01:11 pm (UTC)
Спасибо, посмотрим)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: Вера Сергеевна
2012-03-23 09:42 pm (UTC)
Спасибо за интересный пост... вогнал в уныние... 20 лет назад в этих местах кипела жизнь!! я имею в виду дорогу Земцы-Жарковский..., в частности поселок "Кащенки"... Раньше поезд по этой дороге ходил 4 раза в сутки, в Земцах после московского поезда, приходилось его ждать 4 часа, да, ехал медленно, но как-то этого не замечалось, едет и едет))) по прибытии в Кащенки - всегда толпа народу. Сам поселок был очень большой и многолюдный, работали 3(!) магазина, почта, клуб, в котором были дискотеки и почти что каждый вечер крутили кино. Работала лесопилорама, которая обеспечивала рабочими местами население не только Кащенок, но и близлежащих поселков...Очень много москвичей покупали себе в этом поселке дома для отдыха, ибо озера, речки, грибы, ягоды, воздух... сейчас там, конечно, тоже работает и клуб и почта, но мне кажется, что жизнь оттуда ушла... судя по фоткам... и Жарковский не порадовал - я помню его полным жизни, с ювелирными магазинами, где золото было дешевле московского и рестораном))))
(Reply) (Thread)