?

Log in

No account? Create an account
Деревня-2 - Mishbanych [entries|archive|friends|userinfo]
Миша Кончиц

[ website | Проект Номерной ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Деревня-2 [Dec. 1st, 2010|01:41 am]
Миша Кончиц
[Tags|, , , ]

 

Картинка нагло взята у alvizir

4 утра, совсем раннее утро. Вроде только недавно легли, а уже закрываем за собой дверь и выходим на росистую улицу. Улицы Лузы пусты и пропадают в сумерках. Никого.



Стоим у вокзала в ожидании первого автобуса до Таврического. Одни стоим. Немного опоздав, подъезжает всероссийский автобус, сверкающий фарами. Начинаем трястись. Дорога поднимается на моренный холм, откуда видны очертания бескрайних лесов в долине реки Лузы. И, как это бывает - и каждый раз по-особенному - утро перешло в новое качество, взошло солнце. Протяжный вой двигателя, и вдруг в грязноватом лобовом стекле появляется красный диск, алея над тайгой. Так рождается день. А в автобусе кроме нас всего один пассажир.
Сонные, мы с alvizir вышли в посёлке Таврический и спустились по сосновому бору к станции Аникинской узкоколейной железной дороги. В деревянном доме диспетчерской натоплено и оттого уютно. Добрая женщина усаживает нас на стулья подождать отправления поезда. Надо мной висит доска с ключами от тепловозов - ТУ4, ТУ6А, ТУ7. На печке стоит чайник, собирается закипеть. Постепенно приходят работники леспромхоза и УЖД, здороваемся. Наконец, всё сдвинулось к отправлению.
На станции стоят два тепловоза, которые поедут в лес:



Из молочной пелены утренних облаков выглядывает солнце, обдавая всё мягким ненавязчивым светом.



Мы поедем на оранжевом тепловозе:



От узкоколейки можно ожидать чего угодно. В этот раз мы упаковали свой багаж на капитанской рубке вместе с бензопилой.



Я очень люблю стоять на этом мостике, когда он едет вперёд. Ты как будто летишь над рельсами, плавно покачиваясь на волнах. Под тебя стремительно ускользают неровные рельсы, и раздаётся пронзительный звук стука колёс. Вот и тогда я встал на мостике. Мы поманеврировали по станции, прицепив порожняк лесовозных вагонов, а за нами поехал поезд с рабочей платформой. Справа высятся штабеля леса на леспромхозе, слева заросший разъезд Новый. А дальше - лес, один лес. Раньше на УЖД был рабочий посёлок Мирный, куда ходил пассажирский поезд, теперь же от него осталась лужайка среди леса. Узкая колея идёт почти до границы трёх субъектов - республики Коми, Архангельской и Кировской областей. Раньше она шла далеко на восток, в Коми, теперь обрывается на 45 километре.
Железку окружает один и тот же пейзаж мелколиственного леса, перемежаемого ёлками и соснами, да разными кустами. Всё сырое и сероватое с утра. Иногда мимо проплывают делянки - болотистые пустоты с жалкого вида одинокими деревьями-осеменителями. Наша лесная промышленность беспощадна к родному лесу, увы.
Разъезд 6й км, 13й км.. Едем медленно.



Нитка железной дороги уходи почти до горизонта и почти погружается в лёгком тумане, но там, на грани, виден следующий поворот.



Я замёрз на свежем воздухе и зашёл в кабину. Там сидел машинист и несколько лесорубов разного возраста. Они разговаривали на удивительном для москвичей северном языке, с редким, но метким матом и прекрасным О. И не чувствовалось в них ничего отталкивающего, несмотря на их брутальный вид. Они очень по-доброму с нами общались. Угостили наливкой и пирожками.



За тепловозом плетутся лесовозные вагоны; они забавно шатаются влево-вправо, как будто это колонна непослушных детей идёт за строгим воспитателем.
Перед разъездом 18 километр мы остановились посреди леса - вправо уходит наша дорога. Мужики снабжают нас пирожками и котлетами, объясняют дорогу. Эх, хорошо там у них в кабине! К тому же кабины по старости лет обрастают многочисленными предметами домашнего быта, будь то ложки, радио, растения и календари. Кто-то даже буржуйку поставил.



Мы выбрались на дорогу за кустами, где недавно проехал трактор. Миша сел на бревно, закурил. Поезд поехал, отдавая гулкое эхо сырому лесу. Постепенно эхо улетало вместе с составом, но ему на хвост подсело эхо второго состава. Я вышел посмотреть - коричневый тепловоз вёз какие-то непонятные девайсы. Из кабины мне помахала тётя. Мило.
Когда и второй состав скрылся за поворотом, то нас накрыла долгожданная тишина. Оставалось надеть резиновые сапоги и идти несколько километров по таёжному лесу. Ловить запах сырой тайги, ловить тишину.



Такой треш только в одном месте, а так дорога цивильная, утонуть почти не удастся.



Через какой-нибудь час лес уступает место пустоши, где когда-то стояла деревня. Я переступаю через канаву и оказываюсь на песчаной дороге, рядом с которой идёт ЛЭП с деревянными столбами. И охватывает такой трепет и такая радость! Пришло осознание приближения к родной деревне, облака расступились, вокруг осенний лес и эта пустынная песчаная дорога!



Поднявшись по ней на холм,мы вошли в первую деревню из нашего куста - Медведевскую. Дорога проходит над ней, отсюда видны мои любимые северные дома, а внизу река Луза и лес на другом берегу..



Здесь ещё живут люди,держат коров, а для них косят эти сочные луга:



...



Эх, какая радость идти по этой дороге! Как сейчас её чувствую.



Следующая небольшая деревенька - Семёновская. Возле большой лиственницы и одного дома собралось несколько домиков, которые потихоньку сползают в растущий овраг. Некоторые уже сильно в этом постарались, так что их крыши скрываются в густой траве и зарослях агрессора-борщевика. Вообще борщевик здесь злодействует нещадно.



За Семёновской нас подобрал знакомый на "Ниве" и подбросил до магазина в Аксёновской - центральной деревне нашего Аникинского сельского поселения. Магазин в деревянной избе со скрипучими досками встречает ароматом свежего хлеба. Продавщица здесь в первую очередь человек, а не исполнитель какой-то социальной роли. Берём продуктов разных.. Ассортимент не очень бедный, но и без роскошеств.



От магазина остаётся пройти всего пару километров. Несколько брошенных домов, потом пару жилых.. Слева стоит бывшая школа, а теперь библиотека имени моего покойного дедушки-писателя. Собственно благодаря ему у нас есть этот дом в деревне.
Рядом стоит ещё одно бывшее здание школы, где когда-то преподавала моя покойная прабабушка Марья:



Напротив возвышается удивительной красоты храм, кирпичная Предтеченская церковь 1860 года. Ещё в советское время она сияла белизной, но теперь у неё печальный удел, как и у многих церквей в погибающих деревнях.



...



...



Дорога спускается вниз. Справа кладбище. Оно уже гораздо более населённое, чем сами деревни.
Внизу деревянный мосток через ручей. Дорога берёт вверх, поднимается и выходит к родной деревне Пестово. Впереди уже виден наш дом. Здравствуй, вот и мы!


___________________________________________________
спасибо за внимание
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: alvizir
2010-11-30 10:52 pm (UTC)
Даа, как приятно увидеть и прочитать )
Молодец! )
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mishbanych
2010-12-01 08:12 am (UTC)
Меня твоя фотография нереально вставляет. Что-то в ней есть..)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: true_monster
2010-11-30 11:01 pm (UTC)
Чудестно, просто чудесно. Деревня как из моего детства...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: hunhuz71
2010-12-01 05:12 am (UTC)
да... щас бы деревню.....
(Reply) (Thread)
From: malianov
2010-12-01 06:55 am (UTC)
Как всегда, очень красиво и ярко написал. Аникино красивое, выглядит жилым. Много ли там людей осталось? Ходит ли туда что-то рейсовое?

У меня не открываются фотографии начиная с абзаца "За Семёновской..." (если они есть там, конечно).
(Reply) (Thread)
From: malianov
2010-12-01 06:56 am (UTC)
Фотографии открылись.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mishbanych
2010-12-01 08:19 am (UTC)
Всего около 100-120 человек во всех деревнях живёт.
Можно написать, охая и ахая, что раньше туда автобус ежедневно ходил из Лузы. Сейчас один день в месяц два рейса туда и обратно. Я даже взял для себя этот показатель как меру частоты хождения транспорта - 1 аникинский. Вот в Верхнелалье (там два куста и красивейшая церковь) где-то 9 аникинских, им больше повезло.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: malianov
2010-12-01 08:42 am (UTC)
В июне 2009 он якобы ходил каждую среду.

Местные говорят "Верхнелалье" или "Верхнелальск"?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mishbanych
2010-12-01 12:36 pm (UTC)
Особенность местных краёв в том, что расписания редких автобусов висят в самих автобусах) Вот до Верхнелалья написано было по понедельникам и четвергам.
"Верхнелальск" - это вообще откуда? Ни разу не слышал, не видел.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: malianov
2010-12-01 12:49 pm (UTC)
А расписание на all-transport.info
(Reply) (Parent) (Thread)
From: malianov
2011-03-29 06:33 pm (UTC)
Уже в переписи 1710 года: (Архангелогородская губерния: Переписная книга города Соливычегодска переписи стольника Ивана Романовича Цымерманова (РГАДА. Ф.1209. Оп.1. Д.1082. Л. 1-32)) упоминаются деревни (без соблюдения последовательности) : Ярцово, Гледенский мыс, Сирина гора, Остафьевская, Лолуевская, Голая горка, Потанин починок,Тютяково, Княжо, Пердуново, Строково, пустошь Соловьёва, Токарево, Попов выставок, Поздеев починок. Деревни относились к Верхолальскому Михайло-Архангельскому приходу, Ильинско-Подомской волости. В документах именовались Верхолальском.


http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D1%80%D1%85%D0%BD%D0%B5-%D0%9B%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B5
(Reply) (Parent) (Thread)
From: malianov
2011-03-29 06:31 pm (UTC)
А есть ли у тебя действующее летом расписание автобусов по всем маршрутам из Лузы или Лальска? Меня особенно интересуют Турково и Чирюг.
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
From: malianov
2010-12-02 06:42 am (UTC)
Да через край, блин, хлещет!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mishbanych
2010-12-02 07:06 pm (UTC)
Аа, жидомасоны детектед!)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ski_fanatic
2010-12-01 07:37 am (UTC)
Интересно. Спасибо!
А с вагоном это тоже рабочий поезд или есть пассажирское движение? Есть ли хоть примерное расписание движения?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mishbanych
2010-12-01 08:21 am (UTC)
С вагоном рабочий поезд. В том году около 7 утра уходило 1-2 тепловоза в лес. В этом году движение усилилось - ездят с раннего утра до позднего вечера 3-4 тепловоза, даже по выходным. Так что можно было в любое время застать тепловоз в лес.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ski_fanatic
2010-12-01 08:29 am (UTC)
О, даже как! А зимой движение есть?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mishbanych
2010-12-01 08:36 am (UTC)
Машинисты сказали, что есть.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: malianov
2010-12-01 08:43 am (UTC)
Хочу туда.

Жаль, далеко. За выходные не успеть.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vent_belsos
2010-12-01 09:41 am (UTC)
сочни)
(Reply) (Thread)
From: (Anonymous)
2010-12-29 03:26 pm (UTC)

GNM 49 @yandex.ru

Впечатляет. Мы были в Аникино в 2010г. У нас тоже есть что показать.Хотели бы пообщаться.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: al_kamensky
2010-12-05 07:01 am (UTC)
Потряс, как же обожаю такую Россию.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: lynx_uw
2010-12-10 08:30 pm (UTC)
Рябина прекрасна! Как в томике стихов Есенина.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: b282
2012-10-14 03:40 pm (UTC)
Зря я тебя спросил :) И так тянуло на узкую колею, а теперь совсем накрывает... :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mishbanych
2012-10-14 04:51 pm (UTC)
Поехали в эти выходные. Мы с другом двигаемся в Опарино и Авнюгу.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: b282
2012-10-14 04:55 pm (UTC)
Я с детьми сижу на этих выхах, жена уехала в Коми. Я теперь только в ноябре куда-нибудь смогу выбраться.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mishbanych
2012-10-14 04:59 pm (UTC)
В Коми? Хочешь сказать, жена поехала на УЖД кататься?))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: b282
2012-10-14 05:12 pm (UTC)
Не, там семейные дела, она у меня с Яреги.
(Reply) (Parent) (Thread)