?

Log in

No account? Create an account
Деревня-2009 - Mishbanych [entries|archive|friends|userinfo]
Миша Кончиц

[ website | Проект Номерной ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Деревня-2009 [Nov. 9th, 2010|01:54 am]
Миша Кончиц
[Tags|, , , , , , ]



Во многих уголках нашей страны оставили свои следы мои предки - от Белоруссии до Владивостока и Крыма. И с детства меня манила одна точка на карте: не город и не памятник, а место, где сходятся в глухих лесах три границы - Архангельской и Кировской областей да республики Коми. Недалеко от этой точки протекает большая северная река Луза, а на её берегах ютятся домики нескольких деревень. В одной из них выросли и жили мои прадедушка с прабабушкой. А мой покойный дедушка черпал вдохновение в этих неведомых краях, в этом затерянном уголке Русского севера. От них нам и остался дом в деревне, в котором постоянно никто не живёт. И уж так я уродился, что и во мне проснулось небывалое желание добраться до своей деревни и пожить в настоящей избе.



Добраться до нашей деревни не так-то просто, в таких краях транспорт - явление не регулярное, а эпизодическое. На поезде надо доехать до Котласа, оттуда на другом поезде до райцентра Луза, оттуда на автобусе в Лальск, где можно стопить узкоколейный тепловоз или машину, а потом ещё пешком несколько километров. Но такая чехарда меня только раззадоривает, в мои то годы. В общем, в сентябре того года мы с alvizir решили ехать.
Я выдвинулся на пару дней раньше, чтобы немного затронуть железнодорожную тематику - куда ж мне без этого, хехе. Поэтому первым пунктом высадки был назначен посёлок Лойга на ветке Коноша-Котлас в Архангельской области, где начинается одна из крупнейших лесовозных узкоколеек в СНГ. С самого начала я решил сузить бюджет поездки до минимума, для чего взял себе общий билет на воркутинский поезд, о чём потом много раз пожалел.
Хотя сейчас уже не жалею, всё ведь на этом свете не просто так происходит :)
В рюкзаке уложены непременные сапоги, спальник, носки, ещё чего-то по мелочи. Как он похудел после практики!
В тёплый осенний день идёт дымок из трубы на крыше вагона. Ярославский вокзал. Последний вагон общий. Что такое общий вагон? По десять человек на отсек. Рядом со мной сидит несколько гастарбайтеров, напротив прилично одетые женщины что-то сочиняют по ярко-красному телефону.
До Ярославля еду в такой разносортной компании, а там многие, в том числе мои зарубежные соседи, выходят. Да, это одна из моих любимых дорог - на север, к Вологде. Там тоже многие выходят, я забрасываюсь на верхнюю полку, пока происходит смена публики. Поздним вечером я понял, что заснуть удастся с трудом, потому что общий вагон используется во многом как пригородный поезд, и на всех станциях идёт постоянная ротация пассажиров с сопутствующими шорохами, разговорами, шмяками и кряками.
Весь помятый и невыспавшийся я слез ранним утром со своей полки - народу уже немного. За окном уже северная тайга в утреннем свете, деревянные столбы и прекрасные некрашенные избы.
В очередной раз лес расступается, виднеется кран на лесоскладе, поезд тормозит и останавливается. Я спускаюсь на покрытый росой щебень прямо возле километрового знака с числом 965. Что в этот ранний час нужно такому пареньку с рюкзаком в небольшом посёлке, отрезанном от мира?..
Я узнал у одной из женщин, куда вообще идти, и пошёл по деревянной мостовой в сторону узкоколейки. Сзади зашумел отправляющийся поезд, сошедшие пассажиры разбрелись в разные стороны, и я остался один в тишине Лойги. Солнце ещё не взошло, но свет уже настойчиво пополз по стенам и окнам поселковых домов, побежали долой тени с коры берёзовых полений, аккуратно сложенных к зиме на каждом участке.
В конце одной из улиц стоял кирпичный дом, а рядом с ним и тепловоз. Это оказалась посадочная платформа, тепловоз мирно спал здесь, не подавая признаков бодрствования.



Вот и эти забавные узкоколейные пути, которые словно специально кто-то художественно скривил в перспективе. И знакомый запах дизеля и масла, которым щедро смазан тепловоз.
По путям я пошёл в сторону депо, чтобы найти хоть кого-нибудь, кто мне скажет хоть что-нибудь. Вообще по УЖД из Лойги можно уехать в Вологодскую область почти до посёлка Айга, но я честно не рассчитывал на такое везение в выходной день.
Где-то впереди послышался треск мотора "пионерки" - самодельной дрезины местных жителей для поездок в лес за дарами природы.
За поворотом началась основная станция железной дороги, откуда идут подъездные пути на лесопункт и собственно магистраль на юг. Солнце уже окончательно поднялось, осветив целую вереницу разноцветных тепловозов, скученно стоявших на раных путях:



За ними показалось деревянное здание депо, возле которого по доброй российской традиции разбросано, расставлено и разложено великое множество всевозможного всего - и того что ездит, и что когда-то ездило, какой-то металлолом, бочки, шланги и прочая, и прочая, и прочая. Но - никого! Я только и мог, что тащиться от деревянного здания депо:



Наконец, в одной из будок была идентифицирована женщина-охранница всего этого творческого беспорядка, она мне поведала, что в выходной день, как и положено, все отдыхают, поэтому вряд ли мне удастся сильно углубится в лесные чащобы. Ну, нет так нет, я пошёл обратно в посёлок. Возле гаражей "пионерок" сидел мужичок в камуфляжной одежде, я с ним разговорился. Он посетовал на времена, что вот де раньше пассажирский поезд ходил, лес возили оёёй, а теперь теперь. Он ждал знакомого владельца "пионерки", но в то же время уже и не ждал. "Забухал, проспал". Я пожелал ему удачи и пошёл гулять по Лойге.



Как и солнце на небе, моё настроение приподнималось, несмотря на облом с поездом. Деревянные мостовые, красочные рябины, редкие прохожие и чистый осенний воздух придали немало позитива. Вдруг нашлась даже гостиница в деревянном здании в центре посёлка. Там что-то готовили и шумел телевизор. Я узнал, что начальник УЖД уехал в семь утра на тепловозе, так что малость опоздал. Но - крутой начальник, с личным тепловозом :)
Дальше предстояло проехать одну станцию до Киземы, чтобы пересесть на пригородный до Котласа. Взяв билетик за 10 рублей, я сел на пустынную платформу и стал есть бананы. А потом много ещё чего делал, мимо проезжали тепловозы с составами, но в основном было тихо. Наконец, вдалеке раздался рёв, и подкатил ТЭП-70 с двумя вагонами в традиционной северной сине-зелёной окраске.
Кизема - станция побольше с депо. Здесь было 3 часа, поэтому я снова побрёл в беззаботности гулять. В этих краях на любой станции можно найти узкоколейку или хотя бы её остатки.
Шумели на ветру берёзы, лаяли во дворах собаки. Да, дворы. Чего только не встретишь во дворах Киземы! Я встретил две интересные вещи, вам предлагается поискать ещё. Во-первых, весьма нескромных размеров Нива-Шевроле:



(видимо, прошла капремонт на БеЛАЗе). А во-вторых, весьма нескромных размеров деревянная звезда. К чему она вдруг оказалась у забора в траве? С неба упала?



Пройдя, наверное, весь посёлок насквозь я наконец-таки увидел местную УЖД. Она уже не использовалась для промышленных целей, но местные жители катались по ней по грибы-ягоды. Вот и при мне кто-то выкатывал "пионерку" на свет божий из гаража. Впервые прокатился на этой штуке несколько километров. Ух и едрёна же поездочка! Качает туда-сюда, бензиновый движок тарахтит на весь лес, кажется, что сейчас улетишь в заросли берёзок и будешь грибом торчать там.



...



Обратно я шёл в полной тишине и одиночестве по лесу, вдыхая ароматы влажной листвы. Никаких лесных зверей - оленей, бурундуков и кабанов - мне не встретилось, ну что ж делать. На станции стоял один вагон и всё тот же ТЭП-70. Так здесь на севере выглядит обычный пригородный поезд.



Поехали потихоньку. Хорошо слышно тепловоз, заоконный мир то и дело затмевается его дымом. Мимо проплывают прекрасный финно-угорские и русские названия - Удима, Сенгосс, Ломоватка. Но за некоторыми названиями уже ничего не осталось кроме поляны среди леса и заколоченного домика у железной дороги. Уходят отсюда люди.



За Ядрихой по насыпи поезд подымается на мост через Северную Двину. Она, как и все северные реки, страшно исхудавшая, обнажила свои песчаные бока. Была могучей рекой, а сейчас лишь вспоминает об этом, всхлипывая по весне половодьем.
В Котласе встречает обшарпленный (да-да, уншарп маск) монументальный вокзал, где я беру билет на вечерний поезд до Лузы. Есть ещё 5 часов, чтобы погулять по городу. Город с эхом лагерей и лесоповала.
У вокзала, освещённого уже вечерним солнцем, на широкой площади стоит паровоз и закаканный птицами Ильич.



В ларьке напротив продают отличный квас на розлив!



Рядом стоит речной вокзал, но здесь он уже стал совсем неактуален. Странно он смотрится, когда река уже давно где-то внизу. Теперь там однорукие бандиты и прочий блэк-джэк и шлюхи. На улице стоял на обочине внезапно ЛиАЗ-677, внутри водитель подметал салон. Потом оказалось, что лиазиков в Котласе несколько штук.



Отсюда открывается приятный вид на излучину реки, где когда-то ходил серьёзный речной флот, а теперь лишь небольшие теплоходики до Сольвычегодска.



За очередным кадром со мной поравнялась местная компания с двумя девушками и коляской. Девушки не стали проходить мимо, а завели разговор и предложили показать город. Ну, всяко лучше, чем котласские парни! Я немного стремался идти в город от вокзала в сумерках, потому как Котлас мне представлялся не иначе как бандитский город, да простят меня мирные жители его. Но однако ж я был порядочно удивлён, оказавшись в вечерний час в городском парке. Там лился ручей, бегали дети, на сцене пела какая-то мадам, а перед ней на ряде стульев сидело несколько пенсионеров. Вдохновлялись провинциальной эстрадой.
Я честно пытался вникнуть в местные житейские перипетии в разговоре с девушками, но понял лишь, что жизнь там непростая, а образование хромает.
Как бы то ни было, уже в сумерках я вернулся на вокзал и сел в ожидании посадки на поезд до Кирова. Какие-то парни бухали "Жигулёвское" и громко орали, но в основном все люди были вида пристойного. Наконец, я сел в поезд, чтобы через два часа оказаться в городе Луза - райцентре Кировской области. Там живут мои родственники, к которым я теперь традиционно заезжаю по пути в деревню.
Пожалуй что достаточно было на этот день красочных железнодорожных описаний, через два часа я был в Лузе. Но, хехе, тут-то о себе и дал знать общий вагон в воркутинском поезде. Бессонная предыдушая ночь сморила меня в плацкарте поезда кировского, и в Лузе я был в состоянии крепкого сна на полке. Проводница обо мне напрочь забыла, так что проснулся я уже опосле. Паника? О нет, я выпил чаю и сошёл в кромешной тьме на весёлой станции Панасюк. Пытался там достучаться в домик дежурного по станции, чтобы узнать, а можно ли вообще оттуда свалить обратно в скором времени. Кировский поезд всё стоял, к нему подцепляли вагон из Подосиновца.
Потом мы с проводницей стучались во встречный почтово-багажный поезд, но там все дрыхнули мирным сном. Поэтому я проехал дальше до Пинюга, где было уже два часа ночи. На платформе кроме меня вдалеке стояли два мужика, что-то пили (ну а как ещё в такое время в выходной). Я зашёл в небольшой домик вокзала. Через два часа ожидался поезд обратно, поэтому надо было достать билет (капитан!). В окошке кассы живым был только телевизор. Пришлось проявить эгоистический напор и долго стучать во все двери, пока из одной не вышла совершенно заспанная девушка и не продала мне билет до Лузы. К слову сказать - 250 рублей за 40 минут езды и две станции. В общем, моя экономия с общим вагоном обернулась мне такими вот приключениями на свою пятую точку, хехе.
Дверь закрылась, и я остался один в небольшом зале ожидания с большими часами. Они безучастно показывали ночное время, выводя крупными буквами минуту за минутой. Я сел на одну из скамеек. Вообще было трудно выбрать, если б я был там днём - они все такие одинаковые, чтоб им пусто было. Но тут было не до выбора, я просто свалился в рандомную. Правда, спать нельзя было - проспать ещё и обратный поезд было совсем негоже, меня ждала родня. Как назло у телефона одновременно закончились и деньги, и батарея, в общем, этот злодей решил совсем меня облапошить.
Так я и сидел в три часа ночи в Пинюге в зале ожидания в гордом одиночестве. Голова клонилась на бок, но я стойко отвергал искусительные предложения Морфея. Можно было о многом подумать, вспомнить детство, написать стихи.
С улицы изредка доносились крики мужиков, но вскоре и они пропали. Вдруг дверь в домик приоткрылась, и в неё вошёл огромный лохматый пёс. Он посмотрел на меня своими большими глазами, принял обстановку, как есть. Прошёлся вокруг всех сидушек и с чистой совестью плюхнулся боком на пол. Снова тишина.



К слову, я больше всего люблю больших лохматых собак - как в фильме "Бетховен". Собственно я их всех так и называю - Бетховены. Например, возле моего дома парковку охраняет такой вот Бетховен, каждый раз на него любуюсь. Но пинюгского бетховена я запомнил ещё лучше. Вот я сижу в тишине в этом непонятном месте, как сейчас сижу в своей комнате, часы переставляют безмолвно минуты,а передо мной спит собака, невесть откуда тут взявшаяся. Пару раз бетховен вставал, ходил туда-сюда и снова валился спать. Кажется, эти два часа длились бесконечно долго.
4 утра. Я выхожу на улицу, тихонько закрывая дверь, чтоб не разбудить бетховена. На улице прохладно и сыро. Ещё пару человек пришло, чтобы сесть на поезд. В сырой ночи светятся светофоры. Вскоре на юге появляется огонёк локомотива, и длинный по здешним меркам поезд Адлер-Воркута тормозит у платформы. Мы втроём бежим к своему далёкому вагону, садимся. В вагоне стоит хором храп и запах носков, я тихонько сажусь на своё место. В окне мелькает тёмный лес. В третий раз мне надо не уснуть.
5 утра. Луза. Слабый розовый рассвет в её сумеречной атмосфере. Рельсы, пропитанные свежестью ночи. Я не знаю, куда идти, знаю лишь адрес. Иду куда-то. Иду. Вдруг нужная улица. Иду, иду. Все спят, но уже светает. Потихоньку подымаюсь по улице. Вот и нужный дом. Скидываю поднадоевший рюкзак. А между домами вдруг появляется оранжевый диск солнца, освещает всю эту свежесть, все дома. Рассвет!
Я стучусь в дом. Ничего. Снова стучусь. Снова ничего. И так много раз. Хм. Наконец, мне открывает заспанный мужик с длинными усами.
"Здравствуйте! - говорю я, - я такой-то, приехал!"
"И чего?"
После всех этих бессонных ночей такой ответ меня вверг в ступор, пришлось почесать затылок и тогда уж объяснить все дела. Оказалось, что папа мне перепутал номер дома на один пункт. Ну, хорошо хоть в монитор не получил за ранний подъём не тех людей) Потом оказалось, что это тоже родственники, и я у них парился в баньке.
А в нашем доме меня ждали. Обнялись, попили чаю, и я забылся крепким сном..

продолжение следует..
____________________________________________________
спасибо за внимание
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: alvizir
2010-11-08 11:15 pm (UTC)
Ээх! Хорошо написано )
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olster28
2010-11-09 12:01 am (UTC)
Шикарно написано, очень атмосферно!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: id_psyduck
2010-11-09 12:02 am (UTC)
бля я обломался ща читать
но картинки нравятся
прочитаю наверное утром завтра
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mishbanych
2010-11-09 07:08 pm (UTC)
Да, что-то разразился я текстом, сам не ожидал.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: lesnoyskitalets
2010-11-09 05:33 am (UTC)
Дожить до рассвета!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dennism
2010-11-09 06:13 am (UTC)
Отлично! Ждём продолжения :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: sergey_sherbin
2010-11-09 08:04 am (UTC)
Классно
(Reply) (Thread)
From: metrosvyaz
2010-11-09 08:11 am (UTC)
С удовольствием посмотрел и почитал. Молодец!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mishbanych
2010-11-09 07:10 pm (UTC)
Спасибо, понесло меня что-то)
(Reply) (Parent) (Thread)
From: metrosvyaz
2010-11-10 05:29 am (UTC)
Я считаю, что ты хороший рассказчик. С удовольствием читаю твои записи и смотрю фотографии.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: jst_ru
2010-11-09 05:36 pm (UTC)
какже крутой текст! живое и скрипит
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rotweller
2010-11-13 06:32 pm (UTC)
очень люблю русский север. хорошо пишешь )
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: one_in
2010-12-03 11:46 am (UTC)
Хорошо написано, с интересом прочитал (и вторую часть тоже). Спасибо!
А можешь показать по карте маршрут путешествия? До Лузы отслеживается по Яндекс-картам, а дальше деревни мелкие, поиском по карте плохо находятся.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mishbanych
2010-12-03 06:46 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)