?

Log in

No account? Create an account
На Кузбасс - Mishbanych [entries|archive|friends|userinfo]
Миша Кончиц

[ website | Проект Номерной ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

На Кузбасс [Oct. 30th, 2010|02:20 am]
Миша Кончиц
[Tags|, , ]



Ну что? Эхехе



Я думал, что мне здесь написать - стихи, текст вниз головой или манифест (Михалкову только можно, что ли?), но консерватизм взял своё. Что может быть лучше простых воспоминаний о том, как два студента стопили в Сибири всё подряд?
Раз уж мы оказались рядом с угольной цитаделью страны, то непременно стоило поглазеть на какой-нибудь брутальный разрез, чтобы было глубоко и много угля. Шахту мы уже увидели, она не так эффектна, как большая дырка в земле. Правда, я уже искушён Коркинским разрезом, который глубок так глубок. Но зато для Маши подобное явление было впервой, надо было вызвать у неё неподдельное шоке! Ну а чтобы было совсем интересно, мы решили заняться стопом, благо стояли тёплые летние солнечные дни.
В очередной раз по доброй традиции мы в последний момент оседлали электричку из Барнаула до Артышты, но сошли на этот раз в молодом городе Заринске. Я уже писал, что там стоит огромный завод "Алтайкокс", к которому ходит что-то вроде городской электрички. Ну а так весь город - это многоэтажные дома да частный сектор по периферии. Некоторые стены украшены скромными патриотическими иллюстрациями:



На дребезжащей козели ввиду отсутствия альтернативы мы доехали до края города, откуда предстояло начать нехитрый процесс стопа. На обочине дороги вдруг обнаружилось произведение искусства, и это несомненно был знак, примета, суеверие - а чего, я не знаю, я пинаю всякие приметы.



Отсюда нам предстояло доехать до посёлка Залесово, где дорога упирается в трассу, соединяющую Алтайский край и Кемеровскую область. После неспешных попыток остановить что-нибудь на колёсах, перед нами затормозила иномарка с молодым человеком. Он вёз нас с ветерком, мало говорил, зато врубил на полную катушку какую-то картонную песню с похотливым голосом "девочки танцуют, мальчики смотрите". Так и ехали.
В Залесово вышли на дорогу, которой по идее быть не должно было.
В 80-х г.г. на этом месте началось строительство железной дороги от станции Среднесибирская до станции Мереть, примерно по такому маршруту:



В середине 90-х двупутная электрифицированная железная дорога была по большей части уже готова. Но в 96 году вышел приказ строительство прекратить. И на месте железки появилась новая автодорога, соединившая Алтайский край с Кузбассом. Сняли рельсы, контактную сеть, положили асфальт и вуаля.
..мы прошли километров 5 вперёд по дороге, видели недостроенный мост над ней - явно ещё с тех пор, как создавалась здесь железная дорога. Наконец, остановился старый ЗиЛок, за рулём которого сидел колоритный узбек. Неспеша мы поехали на восток, взбираясь потихоньку на Салаирский кряж. Меня тогда удивило, насколько ровно идёт дорога. Плавно она выходит на вершину холма, откуда открывается потрясающий вид на залесённое низкогорье. Наплыли облака, пошёл дождь. Смешались разные краски природы - жёлто-зелёные и серые. Удивительной красоты виадуки проносили наш грузовик над плавными очертаниями гор. Да, красиво бы здесь смотрелись поезда.
Узбек (так и не узнал его имени) рассказывал нам про свою жизнь, про узбекские обычаи - было очень интересно! Он вёз помидоры из Рубцовска в Новокузнецк. Говорил, что в Новокузнецке полно наркоманов и вообще стрёмный город. Что в документах уже лежат готовые для гаишников 500 рублёв. Что свадьба у них на родине ох как проводится! А сколько у него там Фруктов растёт всяких, я уж и не помню. В общем, неспеша мы так переваливали через естественную преграду между Алтайским краем и Кузбассом.



Так мы разговорились, что я прозевал нужный поворот, и сошли мы уже километрах в 15 за ним. Горы давно сменились лесостепью Кузнецкой котловины. В Бирюле были видны остатки депо и прочих хозяйственных построек так и не открытой железной дороги.
В общем, сошли мы у придорожного кафе, взяли там блинчиков и перекусили на пустынной остановке с видом на тучные стада:



Размягчённые свободой здешних краёв и тёплым днём, мы вяло стопили в обратную сторону. Без всякой надежды я вскинул руку перед длинным КаМАЗом, а он возьми и затормози, с трубами такой. Дверь я открыть сам не смог (слабак!), водитель любезно её отворил. В кабине было очень уютно, много тканей, декора, как будто маленькая комната. Водитель нам и поведал про железную дорогу, которая здесь когда-то строилась.
На повороте на Гурьевск мы вылезли и побрели в сторону города, но вскоре застопили ещё один КаМАЗ (да, в этот день у нас грузостоп был в основном) с суровым молодым парнем. Он не прерывал рычание движка разговорами, поэтому мы ехали в полной тишине, если так можно выразиться про КаМАЗ.
В Гурьевске осмотрели станцию, зашли на автовокзал и вскоре поехали на ПАЗике в сторону основной цели нашей поездки. Охтунге! Я ведь даже нигде выше не написал, куда мы собственно ехали. Одно "эхехе" в начале. Хехе. Да. А ехали мы к Бачатскому разрезу, который, впрочем, дозволено называть и Бочатским. Такая же история и с прилегающим посёлком - его одновременно зовут Бачатский разрез, Бачатский, Бочаты и ещё много как.
Вышли мы там где-то, полюбовались плакатом, восхваляющим Кузбасс и миллионной тонной угля, заключённой на центральной площади в стеклянную капсулу. Я этого ничего не снял, потому что на самом деле ни разу мы не любовались, а видели её на следующий день из окна автобуса. Ну, ничего.
Методом опроса местных жителей мы пошли по дороге в сторону разреза. Я знал, что на нём в том числе должна использоваться промышленная железная дорога с тяговыми агрегатами ОПЭ1.
Пройдя мимо домиков с участками, изобилующими чёрным углём, мы приблизились к бровке разреза. Перед ней был отшиб посёлка со всякими кустами и свалками, но за ними пролегала суровая дорога, проложенная могущественным БеЛАЗом. Об этом можно было судить по скромно валявшейся в сторонке трёхметровой покрышке. Место для перцепции, фотодрочерства было найдено, оставалось достать телевичок и вдохнуть свежего угольного воздуха. Перед нами раскинулся длиннющий шрам на теле земли.



Если Коркинский разрез компактно уходил вглубь, то Бачатский не стал скромничать и занял километров 15 в длину. У него даже свой гимн есть:

Мы радость и трудности делим по-братски,
Позиций своих никогда не сдаем.
Поселок с негромким названьем Бачатский
По праву известен горняцким трудом.
Мелодию взрывов и песню железа
Здесь трудно слагали и дед и отец,
Недаром искрящийся уголь разреза
Наполнен теплом наших жарких, сердец!

Припев:

Знаем, крепка горняками держава,
Верим в красу рукотворных чудес,
Ты - наша гордость, и сила, и слава,
Ты - наша песня, Бачатский разрез!

Работу почище, полегче и проще,
Конечно, найти мы с тобою могли,
Но вновь экскаватор врубается в толщу
Богатой и щедрой Кузнецкой земли.
И снова в забое мы в радостной силе,
И время свое расправляет крыло,
Чтоб люди Европы и люди России
Бачатского угля узнали тепло!

Припев:

Знаем, крепка горняками держава,
Верим в красу рукотворных чудес,
Ты - наша гордость, и сила, и слава,
Ты - наша песня, Бачатский разрез!


Эхехе. А ещё, судя по Википедии, там эксплуатируются ну совершенно монструозные машины, способные взвалить на себя до 320 тонн. Мегананогигантизм какой-то.

Стоя на краю этой штуковины, мы ощущали только дуновения ветра и далёкий шум со дна разреза. Но то было как будто жужжание насекомых - сновали туда сюда трудяги-БеЛАЗы. А так колосилась трава, да порода шуршала под ногами. Нашёл пару кусков угля там, сейчас они лежат дома в качестве сувенира.
В разрезе работает много всяких брутальных девайсов помимо мегасамосвалов - экскаваторы, вахтовки, ОПЭшечки. Наверху трудится обрабатыващая фабрика и прочая инфаструктура. В общем, как добывают уголь, все знают, поэтому далее просто картинки разреза.



Погрузка породы:



БеЛАЗы:



...



...



...



Маша одобряе добычу угля!



...



Траффик:



...



А вот и железнодорожное хозяйство разреза - тяговый агрегат ОПЭ1 с составом из думпкаров:



Вдоволь понаслаждавшись брутальностью и масштабностью добычи угля в этой большой дырке, мы добрались обратно в посёлок, где оседлали НеФАЗ до Белово. Стоит отдельно сказать хвалебную речь о транспорте в Кемеровской области. Во-первых, он дешёвый, во-вторых, достаточно комфортный и в-третьих почти весь отечественный) Тру!
В Белово мы забили на идею возвращаться в тот же день в Барнаул, решили опробовать новую гостиницу в этом железнодорожно-узловом городке. Странно было смотреть из стеклопакета на деревянные бараки, во дворах которых резвились детишки.

Утром следующего дня беловские улицы предстали окутанными в туманную пелену. Наощупь мы добрались до автовокзала, где залезли в автобус до Салаира - ещё одного местного городка в предгорьях одноимённого кряжа. В отличие от большинства других городков в Салаире решили отличиться и стали добывать золото и всякие цветные металлы. Нам прорекламировали там церковь на берегу обрыва. Поехали.
Из окна автобуса я видел туман. Ну, туман, он известно какой:



Один раз под дорогой выплыла другая дорога, с бордюром из эпических покрышек БеЛАЗов. Дальше она растворялась в тумане. Такое и в страшно интересном сне не приснится.
Зато в самом Салаире светило солнце,по дороге ходили редкие жители. Городок как городок - домики с участками, яблоки-рябины.



Меня впечатлили голуби на местной голубятне. Они какой-то особой породы, с хохолком на затылке.



Церковь на обрыве действительно есть. Я зашёл туда в самый разгар таинства Крещения - было людно. Миловидный полнощёкий батюшка с улыбкой совершал помазание маленьких детишек. Было шумно, но радостно.
Удачного ракурса для воспевания храма на обрыве я так и не нашёл, зато познакомился с козлом, щипавшем траву неподалёку. Отсюда открывались какие-никакие виды на Салаирский кряж:



Тут явно что-то добывали, но не что бы очень явно или уж совсем давно. А каких-нибудь тру-рудников и мега-заводов мы так и не нашли, да и не искали особо. Просто прогулялись по этим отвалам с облепихой да берёзкой. Внизу затаилось мраморное озеро:



В центре Салаира стоят милые советские домики, ещё чего-то. Впрочем, магазин скорее всего, ведь должен же быть там магазин? Кажется, я там купил бананов, а может и не купил. В любом случае мы с Машей снова оседлали НеФАЗ и отправились восвояси. Через Гурьевск и снова Бачатский разрез мы доехали до посёлка Старобочаты, где какбэ по плану нужно было найти станцию железной дороги и даже сесть на электропоезд. Был найден безошибочный указатель:



Если бы я оказался в сием посёлке без определённой цели, то быстро бы сел на краю пыльной дороги или просто бы встал посреди неё. Одна длинная улица и вереница домов вдоль неё - вот и все нехитрые дела здесь. Но мы свернули в сторону известных вещей, перешли по мостику на забитую в угол пассажирскую платформу. Там даже висело актуальное расписание. И, о чудо, вскоре ожидался нужный нам электропоезд до Артышты. В компании с единичными соседями по судьбе, мы заняли своё место на пустынной платформе. Из динамика то и дело раздавалось приказание очередному порожняку ехать на разрез. В знойном мареве сливались воедино электровоз и десятки полувагонов - с одной стороны порожние, с другой наполненные углём. Так и ждали.



Под взгляды немногочисленных людей, неведомым образом оказавшимся в обеденное время в этих краях, на станцию въехала голубая старенькая ЭРка с деревянными лавками.
Знакомое кряхтенье рижской электрички и стук колёс раскатывались эхом по просторам степной котловины. Из открытых окон задувался летний ветерок. Вагоны извивались по витиеватой колее. Через минут сорок приехали на большую станцию Артышта, где мы уже как-то в суете пересаживались с одной собаки на другую. Теперь у нас в запасе было 3 часа, а это значит, что можно подкрепиться, можно попинать балду и можно пофотовыкрутасничать.
Посёлок Артышта не внушал доверия в плане наличия сытной еды для всех, но присутствие электродепо оставляло надежду на заправку в едальне для железнодорожников.
Но на пути к депо мы встретили одноэтажный домик с вывеской "Столовая". Ошибки быть не могло - это непременно место, где можно пообедать!
Подойдя поближе ко входу, мы обнаружили там толпу наряженных людей с хлебом-солью и прочими презентами в руках. На их лицах читалось явное нервничанье в ожидании чего-то важного. Однако моё обычно чуткое чутьё здесь подвело меня (и не зря ведь!), и я повёл Машу внутрь заведения, гонимый голодом. Внутри стоял длинный стол, накрытый всевозможными явствами и шампанскими. Уж он-то мне намекал и так, и этак, и глазом подмигивал, и ногами притопывал, что что-то здесь не так. Но я всё же спросил у тёти за прилавком - можно ли тут всё-таки поесть. Я уже осознал всю беспомощность ситуации, когда вот-вот зал загремит от криков "горько", звонов бокалов и ароматов дешёвых духов. Но вся эта идиллическая и несытная картина вдруг разрушилась от одного ответа мне - "да, можно. Валя, покормим ребят на кухне?".
И сразу облака рассеялись над Олимпом, госпожа отчаяние растворилась в Лете, а запах свежего борща верно проник внутрь грешного тела, привыкшего к плотским потехам в обеденное время. В просторной и светлой кухне стоял круглый стол - как раз на что-то вроде двух человек. Не успели мы погрузить ложки в тарелки с супом, как в зал за стенкой ввалился свадебный кортеж, и началось пиршество. Мне даже захотелось выйти к товарищам и с улыбкой пробасить какое-нибудь мировое пожелание счастья, радости, любви. Хороша свадьба, которая не всю столовую занимает!
Сердечно поблагодарив компромиссных и добродушных работниц артыштинской столовой, мы отправились на центральную площадь Артышты для закупок в четырёхчасовую дорогу. Центр в таких местах образуется хитросплетением невидимых связей между магазинами различного назначения. Так и мы перемещались из хозяйственного в продуктовый, а оттуда к журнальному киоску. Между прочим, в нём я познакомился с удивительно прекрасным журналом "Неизвестная Сибирь". Дорогая обложка и бумага, многабукф, интереснейшие репортажи о Сибири - жаль, только раз в полгода. И продаётся только в Сибири. Но на сайт зайдите, оцените!
Помимо столовой и магазинов в Артыште меня непременно привлёк дворик с беззаботно раскачивающемся на ветру бельём и шариком возле него:



Я уже говорил пару слов про станцию Артышта-II, шо здесь гегемония угольных составов. С моста открывается феерический телескопический вид на паутину из проводов, путей и электрозов. Ну да ладно, не открывается ничего, просто телевик такой шалун.



Скрывшись за тенью столба контактной сети (хороша тень!), мы стали ожидать раскрытия дверей в электричке до Барнаула. Мимо сновал туда-сюда мощный ВЛ. Конечно, он не сравнится с брутальным мегаБеЛАЗом, но всё равно пыщет мощью и даёт волну рассекаемого воздуха.
Сев в поезд, я углубился в чтение журнала, которого хватило и на 4 часа в электричке, и ещё в Барнауле читать вечерами.
Напоследок один кадр из полюбившейся мне темы "один на платформе". Почему-то мужик бежал куда-то по бетонным плитам, и казалось, что нет конца его пути среди одинаковых полувагонов, шпал и проводов.



Таков мой скромный рассказ про кусочек Кузбасса. Что-то я записался, уже 2 часа ночи, давно пора почивать, а я всё стучу по этим чёрным кнопкам. Люди много веков жили без ширика, телевика и ЖЖ, а теперь вот вишь как всё нахлынуло.
P.S. И огромное спасибо труженикам Кузбасса за их тяжёлый, но такой нужный труд!
______________________________________________________________________________
спасибо за внимание
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: sd3
2010-10-29 11:00 pm (UTC)
Чудесно! Мелодия взрывов и песня железа - это то, что нужно. Жаль, это всё так далеко, в Кузнецкой земле. Вот бы хоть часть в Москву.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: musatych
2010-10-29 11:28 pm (UTC)
Лучше туда столицу, как пишут в "Неизвестной Сибири" по ссылке.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sd3
2010-10-30 09:48 am (UTC)
Да, но ведь у нас правда есть свой уголь - Подмосковный бассейн. Он протягивается от Рязанской через Тульскую, Московскую, Тверскую и Новгородскую до Ленинградской области. Можно вырыть такую дырищу! Всё в наших руках. Если бы я стал МЭРом или Губернатором или и тем и другим, я бы выступил и сказал, что отныне мы будем строить в Москве не офисы, а заводы! Потому что хватит просиживать задницы, надо работать! Водить грузовики и поезда! Была бы красивая речь. Я сказал бы, что мы сейчас начинаем вскрышные работы прямо здесь, в Москве, и что теперь нужно каждому хорошо поработать, в самые ближайшие годы мы сможем давать первый уголь стране!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mishbanych
2010-10-30 12:24 pm (UTC)
Да, давай снесём какой-нибудь офис или торговый центр и начнём на его месте добычу угля. Я бы начал с Ашана на Рязанке, туда можно подъёздной путь от Новопролетарской подвести.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sd3
2010-10-30 08:00 pm (UTC)
Придётся очень много сносить офисов, одним Ашаном не отделаешься. Москва полностью преобразится. Может даже исчезнет асфальт с улиц, потому что будут ездить БелАЗы, они всё равно разобьют все дороги. Да и самим дорогам придётся потесниться - будет очень много жд путей, и вывозить уголь по ним будут постоянно, так что переезды будут закрыты просто хронически.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vedmed1969
2010-10-30 03:43 am (UTC)
хорошие фотке. А автобусы местного производства типа KUZBASS не встречались?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mishbanych
2010-10-30 12:25 pm (UTC)
Не слышал даже о таких) В основном там пазики да нефазы.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: bolshoymike
2010-10-30 03:48 am (UTC)
Фотки - блеск! Сибирь изумительна! Спасибо!
(Reply) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: mishbanych
2010-10-30 12:28 pm (UTC)
Раскурочили, но это не так страшно, как нефтедобыча, когда всё нефтью заливается. Терриконы и карьеры можно потом рекультивировать, а вот от нефти очень тяжело очистить земли.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kontrazeptiv
2010-10-30 05:53 am (UTC)
отлично!люблю фото с подобных мест-эти крупные Белазы,двигающиеся по серпантину)и поезда,конечно)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dennism
2010-10-30 07:07 am (UTC)
Мощно! И фото, и рассказ - великолепны. Спасибо!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: steel_sky
2010-10-30 08:55 am (UTC)
Отличный отчет, спасибо :)
Пойду остальные за компанию перечитаю.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rotweller
2010-10-30 09:47 am (UTC)
опэ1 один из самых крутых локов в моем рейтинге )
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mishbanych
2010-10-30 12:31 pm (UTC)
Вообще вся грузовая линейка ТЭВЗ и НЭВЗ очень сурова, внушает уважение :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ankagor
2010-10-30 01:26 pm (UTC)
Бачатский разрез очень похож на Розовую долину в Каппадокии, да и вообще такой простор, прямо душа поет)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: sasha_cheater
2010-10-30 05:03 pm (UTC)
Дааа про дорогу эту я наслышан :) Интересно чему была реальная причина этого переустройства.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mishbanych
2010-10-30 06:03 pm (UTC)
А в ней сейчас есть потребность?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sasha_cheater
2010-10-30 06:10 pm (UTC)
Надо бы подумать. Я не знаю как там с рельефом местности, но существующая Артыштинская ветка имеет трудный профиль и поэтому поезда на ней имеют невысокую массу, а вот какой бы была масса поезда на этом участке - вопрос. Возможно с внедрением тяжеловесного угольного движения она была бы актуальна.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mishbanych
2010-10-30 06:30 pm (UTC)
Да рельеф такой же, но без тоннелей и, судя по автодороге, без поворотов на 100 градусов и более.
Справляется ли нынешняя дорога до Артышты с грузопотоком?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sasha_cheater
2010-10-30 06:33 pm (UTC)
А вот это хороший вопрос... Но я не шибко в теме. Знаю только что развиваться там некуда. Разве что реально снабдить дорогу новыми газотурбовозами, до чего еще весьма далеко и долго.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mishbanych
2010-10-30 06:37 pm (UTC)
Нанотурбовоз! :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sasha_cheater
2010-10-30 07:12 pm (UTC)
Да не, пореальней %)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ledoruk
2010-10-31 10:28 am (UTC)
ну мне, ясное дело, больше всего в отчете понравился комментарий узбекского шофера по поводу города-героя Новокузнецка! ;)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ljonmap
2010-11-21 06:21 am (UTC)

maps.livejournal.com

Ваша запись добавлена на LiveJournal Maps: http://maps.livejournal.com/#/15/53.7089501,84.9672777//12845
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: akar2d2
2012-04-01 06:51 pm (UTC)
гы )) забавно )) На карте почемуто заринск отнесли к кем обл )))
(Reply) (Thread)