?

Log in

No account? Create an account
Этот трамвай - он другой. Не знает многих слов на "к":… - Mishbanych [entries|archive|friends|userinfo]
Миша Кончиц

[ website | Проект Номерной ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

[Sep. 29th, 2010|10:24 pm]
Миша Кончиц
[Tags|, , , ]



Этот трамвай - он другой. Не знает многих слов на "к": конкуренция, кондуктор, кольцо... В окне в основном мелькают не дома, а зелень и воды Енисея. Две кабины смотрят в противоположные стороны - одна всегда видит гигантскую плотину ГЭС, взгляд другой устремлён в зелёные чащи. Это трамвай Черёмушек.



Когда началось строительство электростанции, то из Саяногорска была построена железная дорога по берегу Енисея. По ней в Черёмушки курсировал пассажирский дизель-поезд. Сейчас дорога разобрана, но сохранилось много артефактов - шпалы, исписанные религиозными фанатиками мосты, в Майне над бывшей станцией даже мост сохранился - теперь это просто мост над землёй.
Но часть железнодорожного полотна сохранилась - по нему в 1991 году было запущено трамвайное движение от Черёмушек до Саяно-Шушенской ГЭС. Сейчас это несколько километров одноколейной линии без разъездов, депо, 9 остановок и цех ремонта трамваев прямо в ГЭС. Посмотрите схему линии.
По линии катаются вагоны ЛМ-88Г, которые специально собрали на питерском заводе для Черёмушек - с двумя кабинами и дверями с обеих сторон.

...и вот мы на мостике над трамвайной линией. Ещё не до конца проснулся разум, поэтому вид проезжающего в зелёной трубе красного трамвая кажется ещё малореальным. Из-за деревьев выглядывает незамысловатая бетонная площадка трамвайной остановки.



Про эти остановки я просто обязан сказать отдельно. Мало где можно найти пример такого уютного и меткого минимализма. Ну что, казалось бы, привлекательного в бетонных плитах и скамеечках на них? Я тоже не знаю. Но почему-то в Черёмушках эти нехитрые конструкции обрели в сочетании с другой трамвайной инфраструктурой гармонический, даже метафизический облик. Я совершенно серьёзен. Спускаешься по лесенке на эту площадку, рядом поросшие травкой немножко кривые пути, никого или почти никого, свежий воздух, солнце. И никакого городского шума, толкотни - той среды, в которой, по идее, должен обитать трамвай.
Вот в такой обстановке мы и оказались летним погожим утром на этой остановке, я сидел и не верил своим глазам. За поворотом послышался шум, и вскоре на остановку прикатил чудо-трамвай. Перевозит он в основном работников ГЭС, но пользуются им и внутри Черёмушек для доставки к поликлиникам, стадионам и прочим важным городским объектам. Бесплатно.
В салоне было светло и просторно. Таким и должен быть удобный транспорт - все сидят, таращатся на чуваков с рюкзаками улыбаются, непринуждённо разговаривают о неспешной поселковой жизни. Да, я безнадёжный романтик.



Приехав на Вторую террасу, трамвай отдыхает до обратного рейса. Вагоновожатая заперла кабину, вышла на улицу, села на рельсы в тени от трамвая и раскрыла книгу сорт оф дешёвый детектив. В трамвай проникла атмосфера полной тишины, заливаемой утренним солнечным светом. Мне хотелось бегать от радости по остановке, трамваю, путям.. Всё это было очень по-домашнему, очень уютно.



Как прекрасна эта остановка со скамейкой, трамвайчик, трава на путях, вагоновожатая, читающая книгу, слегка покосившиеся опоры сети и летнее солнце!

Сам трамвай внутри строго опрятен, всё в нём хранит атмосферу советского машиностроения. Рекламы - нет, быдлотроллинга на сиденьях - нет, даже пол кажется абсолютно чистым.



А снаружи два неизменных трафарета - от СШГЭС до Второй террасы и обратно.



Что-то боевое есть в выражении лица вагона. Да, вот я вглядываюсь и непременно вижу это что-то!



Нарезав пару кругов салон-остановка-пути, я задержался в салоне, поразившем меня своей аккуратностью.



...



...



Наверное, вид этот давно приелся вагоновожатым, но я бы, честное слово, восхищался бы им каждый день и водил бы трамвай с вдохновением. Стихи бы писал. Отсылал бы их в местную газету и прослыл бы романтиком из трамвая. Хехе.

Через 15 минут к остановке подошла женщина, собиравшаяся ехать в поликлинику. Узнав, что приехали мы из Барнаула, стала много рассказывать про Барнаул, что-то там такое с ним было связано. Мы уселись в вагон и поехали в сторону ГЭС. Зелень, зелень, где-то мелькает здание, снова зелень. Вот и депо слева. Наконец, ветка выходит к берегу Енисея и вместе с автодорогой подходит к плотине. Но из трамвая её почти не видно, поэтому интрига сохраняется до последнего момента. А потом выходишь из него, поднимаешь глаза - и перед тобой вырастает это бетонное гигантище. На его фоне маленький ЛМ смотрится малышом. Зато вокруг остановки - фонарики, газончик, аккуратные дорожки.



Время подходит к обеду, поэтому вагон ждёт своего напарника, чтобы дуэтом отвезти работников станции на обед. Утром и вечером они могут ездить и втроём, друг за дружкой, как дети.



Вскоре из-за нависающего массивного склона показался второй трамвайчик. Он аккуратно встал возле первого в ожидании проголодавшихся пассажиров. А потом они укатили обратно в посёлок.
Один..



И другой следом:





Возле ГЭС трамвайная линия отличается особенной ухоженностью, в такт подстриженным газонам и пешеходным дорожкам. На переезде стоит, кто бы мог подумать, знак переезда и "берегись трамвая":



А возле подстанции стоит павильончик со знаком трамвайной остановки, такое здесь редкость!



Вот такой удивительный транспорт украшает посёлок городского типа Черёмушки. Бесплатный, чистый, романтичный. И с двумя кабинами.
Но рассказ бы мой был неполон без небольшого постскриптума. Ещё когда я собирался посетить это культовое место, мне хотелось непросто его посетить, а проникнуться этой атмосферой по-настоящему. Впитать полноценно. Ну, вы понимаете. Поэтому вернувшись на остановку в "центре" посёлка, я с удовольствием сел на скамеечку и откупорил бутылку абаканского пива. Пиво гадковатое, но сам процесс неспешного его распития с видом на божественную трамвайную линию из области впадения или впадания в нирвану. А уж когда мимо проехал трамвай, то это был апофеоз познавания атмосферы Черёмушек.
Да, это не пропаганда употребления алкоголя в общественных местах, как вы все поняли.



Привет!
__________________________________________________________________________
спасибо за внимание
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: iona
2010-09-29 07:26 pm (UTC)
!!!!!!1!!1!!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: b282
2010-09-29 07:43 pm (UTC)
Классно!

А почему их в депо не чинят?
На видео - это ты их фоткаешь?
Табличка про берегись трамвая - супер. Он же безобидный совсем и какой-то добрый вроде :) Его не беречься надо, а беречь :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mishbanych
2010-09-30 07:35 am (UTC)
Ну депо по сути - просто ангар, там нет базы для серьёзного ремонта.
На видео непременно я)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: one_in
2010-09-30 01:47 pm (UTC)
Не люблю ЛМ-68М и ЛВС-86. Громыхающие тормозные колымаги, вёдра с гайками. По фотографиям этот ЛМ-88Г внешне очень похож на них. А как он в жизни — похож на них или отличается в лучшую сторону?

Зачем ему два пантографа? Неужели там такой большой ток может быть, что одного мало?

PS. Очень душевно пишешь, мне понравилось. Абаканское пиво не пошло во вред. :-)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mishbanych
2010-09-30 06:18 pm (UTC)
Я в Питере давно очень на трамвае ездил, помню только пути по-русски - поворот был сложен прямыми кусками о_О.
В Черёмушках весьма плавный ход и приятно ехать в трамвае, так что он в лучшую сторону отличается от питерских коллег.
Два пантографа, видимо, из-за зеркальности трамвая, он всегда подымает тот пантограф, что ближе к рабочей кабине.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: one_in
2010-09-30 09:33 pm (UTC)
Поворот из прямых кусков никогда не видел, обычно повсеместно встречается наоборот: прямые участки из кривых рельсов и в плане, и в профиле. :-)

Странное разделение пантографов — по рабочим кабинам. Там ведь не два независимых набора тяговых двигателей, по одному набору на каждую кабину? Тогда, по идее, должно быть всё равно, какой пантограф поднимать.
На мощных электровозах постоянного тока ставят по несколько пантографов только для уменьшения тока через каждый из них, других причин я не знаю.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: iona
2010-10-02 04:20 pm (UTC)
Да даже и на обычных ставят по два, а поднимают последний, чтобы не разбить оба, если поднятый пантограф зацепится за какое-то препятствие. Соответственно, если бы был поднят первый, он бы своими обломками разбил второй.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: one_in
2010-10-02 07:33 pm (UTC)
Ок. Но здесь-то поднят не задний, а передний, как мне показалось с мишиных слов. "Ближе к рабочей кабине" — это ведь передняя?

И ещё интересно, только сейчас заметил — что это за перила по периметру крыши?..
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mishbanych
2010-10-02 08:16 pm (UTC)
Да, передний. Поручни для работ в депо, опять-таки из-за его необустроенности.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: iona
2010-10-03 07:26 am (UTC)
Ну здесь же и не магистральный локомотив ;) Тормозные пути значительно меньше, последствия от сбоя меньше...

Насчёт перил - не в курсе.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: martin
2010-10-02 02:43 pm (UTC)
Это феерично.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: in_kognito
2010-10-30 09:27 pm (UTC)
спасибо большое!
хорошо что в Саяногорске сохранилось это состояние покоя
(Reply) (Thread)